АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ И ЕЁ ПРИЧИНЫ

Е.В. Семёнова Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наше время. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением.

Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

 Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый – это семья, которая может демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ И ЕЁ ПРИЧИНЫ.

Во-вторых, агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками во время игр. Так они узнают о преимуществах агрессивного поведения (« я самый сильный – и мне все можно»).

 И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, компьютеров и различных гаджетов, способствуют повышению уровня агрессивности в первую очередь детей.

Критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. Часто теряют контроль над собой (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка).
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
  5. Завистливы и мстительны.
  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ И ЕЁ ПРИЧИНЫ.

Критерии агрессивности для детей старшего школьного возраста и подростков:

  1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
  2. Инициируют физические драки.
  3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
  4. Физически жестокие по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
  5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
  6. Намеренная порча имуществ.
  7. Шантаж, вымогательство.
  8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
  9. Прогулы в школе.АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ И ЕЁ ПРИЧИНЫ.

Причины детской агрессии:

Агрессией принято называть такую активность, цель которой — разрушение чего-либо. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.

  1. Усталость. Когда такие дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна.
  2. Негативное самовосприятие: я плохой, и я веду себя как плохой. Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой». Одно из средств, против этого: Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь». Т.е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.
  3. Страх («защитная агрессия»). Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуацию.

4.Реакция на запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно. Нужно объяснить ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс («мы сделаем это, но позже»).

5.Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей, как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!» Для детей важен любой знак внимания, даже негативный.  

  1. Так называемое «требование границ», когда агрессия — это сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!» Ребенок еще не может разобраться в своих сложных чувствах, сильном внутреннем конфликте, но он нуждается в том, чтобы эти внутренние противоречия выплеснуть. В глубине души ребенок понимает, что ведет себя плохо, и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него. Для детей очень важно, чтобы взрослые справлялись с их агрессией, потому что тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить тебя и от внешних опасностей.

7.Социальное научение (пример взрослых, киногерои и т.д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «как обращались со мной, так я буду обращаться с другими». Если ребенок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит телевизор или играет в игры,   он усваивает пример всепобеждающего героя из фильмов или игр, для которого не существует никаких законов.

8.Проявление жажды власти. Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно — быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся. Чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать».

Основная причина детской агрессии — неудовлетворенная потребность в любви.

 АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ И ЕЁ ПРИЧИНЫ.

Принципы работы с агрессивными детьми:

Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и к миру в целом.

В работе с агрессивными детьми важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так поступать», поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.

В целях проведения успешной работы можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие взрослого с ребенком в ходе совместной работы:

  • Контакт с ребенком;
  • Уважительное отношение к личности ребенка;
  • Положительное внимание к его внутреннему миру;
  • Безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
  • Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в работе с проблемными ситуациями и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Подведем итоги:

  • В основе агрессивного поведения лежат гнев и страх.
  • Закрепленное агрессивное поведение становится стойкой чертой личности – агрессивностью характера.
  • Причины гнева могут быть физиологическими (боль, голод, дискомфорт и т.п.), психологическими (ограничение свободы, неосуществленные ожидания, психологические травмы и т.п.) и социальными (влияние окружения, СМИ, воспитание в семье).

 Прежде чем что-то предпринимать, найдите причину гнева.

  • На разных возрастных этапах агрессивность проявляется по-разному и требует разной стратегии воспитания.
  • Наказание не избавит от агрессивности, а вызовет ее усиление.
  • Борьба с агрессивностью ребенка – это в первую очередь борьба со своей собственной агрессивностью.
  • Агрессивность невозможна, если воспитаны любовь, сострадание, уважение к людям.
  • Лучшее воспитание – личный пример.АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ И ЕЁ ПРИЧИНЫ.

Педагог-психолог ЦППМСП м.р. Шенталинский           Е.В. Семёнова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]