«Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе».

С.Н. Немова Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать всё, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценивать всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

1. Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;

2. Несчастная любовь, разрыв отношений с партнером;

3. Ссора, острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

4. Травля (булинг), отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете, социальных сетях;

5. Тяжёлая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

6. Разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;

7. Неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

— импульсивность, эмоциональная нестабильность (сконность к непродуманным поступкам);

— перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершённые ошибки, недочёты);

— агрессивное поведение, раздражительность;

— неумение преодолевать проблемы и трудности, инфантильность;

— нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грациозным», то «жалким и ничтожным»;

— самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

— тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

  • Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
  • Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, похвала, вкусная еда, подарки и др.).
  • Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, поделки).
  • Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, красивая одежда, поход на концерт и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
  • Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие важнее школьных оценок.
  • Научиться самому и научить ребёнка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
  • При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу).

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребёнка,   с учителями в школе, интересоваться как ведёт себя ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «всё нормально». Например, в большинстве случаев завершенных суицидов, родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятные эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Немова С.Н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]