КРИЗИС 7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Е.В. Семёнова Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области

Многие родители жалуются, что их ребенок стал непослушным и агрессивным. Изменилось его настроение, поведение, и отношение с окружающими. Что такое? Разбаловали или школа так влияет? Нет, просто ваш ребенок  взрослеет. Давайте разберемся, что же это такое – кризис 7 лет у ребенка.

Кризис семи лет – это кризис в развитии ребёнка, который возникает тогда когда ваш ребенок, переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст.КРИЗИС 7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Взросление ребенка проходит не так гладко, как бы нам этого хотелось. На протяжении жизни ребенка он переживает шесть кризисов.

Первое, что переживает ваша кроха, появившись на свет – кризис новорожденности. Дальше следует, кризис одного года происходит он из-за непонимания взрослыми слов, мимики и жестов ребенка. Затем на подходе новый рубеж – кризис трех лет,  выделения своего «я» в отношениях со взрослыми. Когда ребенок идет в школу, его настигает кризис семи лет.  Он возникает на фоне начала нового этапа в жизни ребенка — социализации себя в обществе, и осознания себя как личности. Кризис 13 лет, он связан с половым созреванием. Кризис 17 лет, связан с окончанием школьной деятельности и обусловлен необходимостью самоопределяться в жизни.

Безусловно, каждый из этих периодов заслуживает особого внимания и участия родителей и близких людей, но в семилетнем возрасте это особенно важно.

Ребенку предстоит выстраивать новые отношения с новыми людьми, одноклассниками и учителями. Ему нужно получать положительную оценку своих действий, в которой он нуждается, не только от любящих членов семьи, но и от чужих людей.

Особенностью ребёнка семилетнего возраста является мощная перестройка всего организма. Он становиться подвижным и активным, и в тоже время у него случается  перенапряжение и он быстро утомляется. Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба.  И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь ребенок хочет почувствовать себя взрослым – и быстрее пойти учиться. Хоть и  игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у семилетнего ребенка носит непроизвольный характер, поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче ребенку его запомнить. Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет.

Основными признаками кризиса семи лет считаются:

  • Наигранность;
  • Вертлявость и неусидчивость;
  • Непослушание;
  • Вредные действия (мотивы которые не поддаются логическому объяснению);
  • Передразнивание взрослых;
  • Клоунада и паясничание (как способ привлечения внимания);
  • Манерничанье и кривляние на людях, (в семье, попытки подражать старшим, родным, героям кино и книг);
  • Появление сдержанности (ребёнок теряет свою способность непроизвольно и непосредственно реагировать, на те или иные события);
  • Периодическое игнорирование просьб или указаний старших;
  • Необоснованные приступы гнева (психует, ломает игрушки, кричит) или, наоборот, уход в себя;
  • Дифференциация своего «я» на публичное и внутреннее;
  • Потребность в признании окружающими взрослыми значимости личности.КРИЗИС 7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание, ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый — ребёнок, ребенок становится «неудобным». Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса. Гораздо важнее то, что ребенок в этот период нуждается в понимании и заботе. И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему ребенку.

Для того чтобы кризис семилетнего возраста прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком.

  1. Установите четкий режим дня, чтобы облегчить ребенку переход к школьной жизни, приучите ребенка пораньше ложиться и вставать.
  2. Обговорите с ребенком его новые права и обязанности. В каждой семье обязательно должны быть правила, и обязанности у каждого члена семьи. Объясните ребенку, в чем суть «взрослости», какие обязанности есть у родителей и какие обязанности теперь есть у него как у школьника, дабы привить ему чувство ответственности.
  3. Позволяйте проявлять самостоятельность, назначьте ему домашние обязанности (например, уходом за домашним животным или уборка в своей комнате).
  4. Учитесь, играя.  Включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей или при выполнении домашнего задания.
  5. Не наказывайте ребёнка, а всегда пробуйте договориться. Доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности, как и психологическое давление. В 7 лет ребенок уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он хорошо помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам.
  6. Признавайте право ребёнка на настроение. Ребенок, как и любой взрослый, подвержен эмоциональным перепадам.
  7. Дайте возможность выплёскивать свою агрессию, (например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой, можно комкать бумагу, газеты и бросать в их корзину). Полезно также иногда давать возможность ребенку покричать или просто разговаривайте с ним.
  8. Поощряйте детскую дружбу.Ребенку легче будет полюбить школу, если там у него появятся друзья. Поддерживайте его новые знакомства, приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте детские праздники или совместные выходные и т.д.КРИЗИС 7- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Любой кризис когда-нибудь кончается, и этот кризис – не исключение. Помогите ребенку пережить его правильно и без последствий. А если вдруг вас всё-таки  что-то насторожило в поведение вашего ребенка, или вы сами не справляетесь, то родители, лучше не откладывайте визит к специалисту. Пусть специалист поможет вам разобраться!

 

Педагог-психолог ЦППМСП м.р. Шенталинский                                Е.В. Семёнова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]