Что необходимо знать учителю о заикании?

Рахматова Айгуль Ильясовна Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский  |

Окружающие не всегда понимают положение заикающегося человека. И объясняется это не только их черствостью и недоброжелательным отношением, но и особенностью самой проблемы. Во-первых, заикание у разных людей разное: от редких незначительных запинок до почти полной немоты. Во-вторых, степень заикания может меняться в зависимости от ситуации. Учитель, видя, как один и тот же ребенок свободно болтает с друзьями на перемене, а потом не может вымолвить ни слова у доски при устном ответе, часто сердится и говорит что-нибудь вроде: «На перемене ты как соловей, а тут молчишь. Я ведь вижу, что ты можешь говорить, когда хочешь. Ты просто не выучил».

Особенности письма и чтения

Анализируя письмо заикающихся учащихся, нельзя не обра­тить внимание на имеющие место исправления, зачеркивания. Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся не­редко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания. Например:

«Во (вро) второй карман…».

«Как я хотел провести (вв) свой выходной день».

«Он (дд) бежал и бежал»«Вот (тер) первый цыпленок юркнул в трубу».

При обследовании заикающихся нужно обратить особое внима­ние на состояние письменных работ, выполненных учащимися в ходе повседневной учебной деятельности. Конкретный материал может быть представлен тетрадями по русскому языку, истории, математике, природоведению, «Дневниками наблюдений», а так­же специальными заданиями. Тетради являются своего рода «ре­активом» для выявления недочетов в случае их отсутствия в спе­циальных заданиях.

Таким образом, в процессе анализа письменных работ учиты­вается характер следующих специфических проявлений:

разнообразные погрешности в оформлении письменных ра­бот, когда в пределах одного текста имеются многочислен­ные зачеркивания, исправления, добавления и т.д.;  своеобразие «пускового» момента выполнения задания (не­однократные попытки передать название работы, переделан­ные первоначальные слова, предложения); недочеты, свидетельствующие о несформированности регуляторных процессов: ошибки, характеризующиеся предвосхищением последующих букв, персеверацией ра­нее написанных, а также недописывание слов, пропуски букв и т.д.

Орфографические ошибки не включаются в анализ, поскольку они претерпевают изменения в процессе обучения. Однако учиты­вается общий фон ошибок, с тем чтобы определить, в какой степе­ни недочеты, свойственные заикающимся, коррелируются с ошиб­ками на правила правописания.

Анализ письменных работ заикающихся школьников обнару­живает довольно разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловлен­ные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки.

Примеры, заимствованные из письма заикающихся учащихся: «Слон ухавивал (ухаживал) за ребенком»; «Хохотники (охотники) говорят…»; «Мальчик подал нам знамк (знак)» и др.

Данные нарушения проявляются в письме заикающихся не­однозначно, то в сочетании с другими ошибками, то преобладая над ними.

В процессе самопроверки указанные недочеты не всегда попа­дают в поле зрения учащихся, более того — они могут оставаться вне контрольных действий продолжительное время.

Свойственные заикающимся детям в одних случаях поспеш­ность, опережающая планирование деятельности, в других — по­ниженная способность к переключению, «застреваемость», а так­же быстрое снижение работоспособности приводят нередко к раз­нообразным нарушениям структуры записываемого слова.

Так, в одних случаях наличие и характер ошибочных проявле­ний свидетельствуют о нервной перегрузке заикающихся, вызван­ной сложностью самого задания (особенно контрольного), несовпа­дением собственного темпа письма с общим рабочим темпом класса и пр., в других — о повышенной чувствительности к эмоциональ­но сбивающим воздействиям, когда под влиянием даже довольно слабых эмоциональных факторов у ребенка возникает напряжение, снижающее эффективность выполняемой деятельности.

Громкое чтение заикающихся учащихся также характеризует­ся рядом специфических особенностей. Остановимся на отдельных примерах.

Чтение сопровождается заиканием, отмечает­ся много ошибок «угадывающего» характера («кто» вместо «кот», «почему получила» вместо «конечно пошутила» и т.п.). Иная картина возникает при предъявлении более простого тек­ста. Положительное воздействие оказывает установка на чет­кое, выразительное, понятное окружающим чтение: чтение ста­новится более плавным, уменьшается количество запинок и ошибок.

Заикающийся ученик читает с большим напряжением, наблюдает­ся «эмбол» («т», «вот»). Темп чтения быстрый, пропускает слова, теряет строчки.

Обращаясь к ребенку, отмечаем в его чтении по­ложительные моменты, выразительную интонацию, но просим изменить темп. Создается ситуация благожелательного отно­шения. При повторном чтении указанные недостатки не отмеча­ются, ученик самостоятельно исправляет ошибки, но к концу чтения усиливается заикание, подряд в нескольких словах ребе­нок нарушает ударение, что свидетельствует о его быстрой истощаемости.

Чтение другого заикающегося протекает без особых осложнений. Мы прерываем чтение, с тем что­бы похвалить его. Следует адекватная реакция. Но при этом создается ситуация, обратная ожидаемой. Он долго не может продолжать чтение, и весь дальнейший процесс сопровождается усилением заикания.

Состояние чтения заикающихся меняется в зависимости от ряда моментов: приме­нения текстов различной сложности; варьирования установок (четкое, выразительное чтение; изменение темпа чтения), а так­же позволяют проследить индивидуальные реакции на помехи (неожиданное прерывание чтения и пр.).

Таким образом, письмо и чтение, являясь высокоорганизован­ной произвольной деятельностью, выступают при обследовании заикающихся в качестве одного из диагностических критериев.

Дети не любят говорить про своё заикание и часто предпочитают получить двойку, ничего не объясняя. Иногда учителя, как люди никогда не сталкивавшиеся с этой проблемой, пытаются помочь ребенку так, как они считают нужным, на самом деле лишь усугубляя проблему.

Обычно учителя, у которого в классе есть заикающийся ребенок, волнует то, как он будет реагировать на свое заикание в классе и то, насколько надо привлекать этого ученика к общей работе класса на уроке. Ответ на эти вопросы зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Возможны два крайних варианта:

• ученик не особенно беспокоится из-за своего заикания и рад участвовать в работе класса, как и все другие дети;

• заикающийся плачет и отказывается говорить.

Большинство детей находятся где-то посередине. Если ребенок находится под наблюдением специалиста, было бы хорошо выяснить его мнение по поводу того, каких реакций стоит от него ожидать. Также, нужно спросить самого ученика о том, как он хотел бы участвовать в работе класса.

Желательно, чтобы вы поговорили с ребенком наедине. Объясните ему, что когда мы говорим – как и когда учимся чему-нибудь ещё – мы иногда делаем ошибки: пропускаем звуки, повторяем и путаем слова.

Тренируясь, мы улучшаем наши навыки. Объясните, что вы, его учитель, нормально относитесь к тому, что он заикается.

Разговаривая с ребенком таким образом, вы даете ему понять, что понимаете проблему и принимаете и самого ребенка, и его заикание.

Надо присмотреться к речевым возможностям ребенка, к особенностям его личности. Если у школьника ярко выраженный негативизм, то работу начинают с воспитательных мер, постепенно переходят к работе над речью.

Особенно пристального внимания требуют первоклассники, так как школьная обстановка для них кажется новой и необычной, а в незнакомой обстановке тяжесть заикания усугубляется. На первых порах не следует требовать от ребенка, чтобы он отвечал у доски перед всем классом. Можно ограничиться ответом ученика с места.

Если вы задаете детям вопросы в классе, вы можете предпринять определенные шаги, чтобы облегчить заикающемуся ребенку эту ситуацию: пока ученик не привык к классу, задавайте ему вопросы, на которые можно отвечать, используя минимальное количество слов; если вы предполагаете опросить по очереди всех детей в классе, вызывайте заикающегося ребенка как можно раньше, т.к. его напряжение и беспокойство будут возрастать по мере того, как он ждёт своей очереди; скажите всему классу, что, во-первых, у всех будет столько времени, сколько им нужно, чтобы ответить на вопросы, а во-вторых, что вы заинтересованы в том, чтобы они не торопились отвечать и подумали бы получше над своими ответами.

Многие заикающиеся дети хорошо справляются с таким заданием, как чтение вслух в классе, особенно, если родители занимаются этим с ними дома. Однако есть дети, которые очень сильно заикаются при чтении вслух в классе. В этом случае, могут помочь следующие рекомендации:

• большинство заикающихся детей не заикаются, когда читают вместе с кем-нибудь ещё;

• вместо того, чтобы совсем не вызывать читать заикающегося ребенка, лучше предложить ему почитать вслух вместе с другим ребенком, когда настанет его очередь;

• иногда просите весь класс почитать парами, для того, чтобы заикающийся ребенок не чувствовал себя «особенным». Постепенно он, возможно, станет более уверенным и сможет справиться с чтением вслух самостоятельно.

Передразнивания могут быть очень болезненными для заикающегося ученика и поэтому их надо прекратить как можно скорее. Если очевидно, что ребенок очень из-за этого расстроен, поговорите с ним наедине. Помогите ему понять, почему другие смеются над ним и предложите разные идеи по поводу того, как отвечать. Если какие-то определенные дети все время пристают к нему, поговорите с ними отдельно и объясните, что передразнивать ни в коем случае нельзя. Постарайтесь заручиться их помощью: ведь большинство детей хочет получить одобрение учителя.

Если передразнивания продолжаются, вы можете проконсультироваться с методистом или психологом, если они у вас работают. Часто они могут дать вам хороший совет насчет того, как прекратить передразнивания:

• не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться»;

• не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него;

• учите всех детей в классе говорить и слушать по очереди. Всем детям, а особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не перебивают и внимательно слушают;

• требуйте от заикающегося ученика такой же по количеству и качеству работы, как и от незаикающихся детей;

• говорите с ребенком не спеша и делайте частые паузы;

• дайте ему понять, что вы слушаете то, что он говорит, а не как он это делает;

• поговорите с ребенком наедине о том, что ему нужно, чтобы чувствовать себя в классе комфортно;

• уважайте потребности ученика, но не допускайте вседозволенности;

• не относитесь к заиканию как к чему-то, чего нужно стыдиться. Говорите о заикании так же, как и о другом деле.

Заикающиеся школьники легче выражают мысль тогда, когда имеют перед собой конкретную наглядную опору, когда имеют четкое представление о предметах и действиях, о которых предстоит рассказывать.

Педагоги должны учитывать и другие обстоятельства. Трудности высказывания зависят от формы речи. И учителю необходимо всегда стремиться помочь заикающемуся облегчить высказывание.

Существует несколько приемов такой помощи, и самый простой – это повторение за учителем.

Повторение за учителем, с одной стороны придает силу и уверенность заикающемуся ученику, а с другой – подготавливает его речевые навыки для перехода к овладению более сложными формами речи, например, к ответам на вопросы. От заикающегося ученика с целью проверки знаний не обязательно требовать связного рассказа, ответа. Вопросно-ответная форма очень хорошо помогает заикающемуся  правильно выразить свою мысль. И здесь желательно, чтобы ученик, отвечая на вопрос, использовал подходящий наглядный материал.

Требовать от учеников связного рассказа можно только тогда, когда ученик без запинок отвечает на вопросы учителя, т.е. по мере овладения вопросно-ответной формой речи.

Постепенное освоение все усложняющихся форм речи, ежедневные речевые тренировки в конце концов избавляют детей от судорожности речевого аппарата и делают речь более плавной и ритмичной. Этому также способствуют разучивания стихотворений, чтение рассказов по ролям, драматизированные игры.

С помощью таких приемов можно добиться  значительных успехов не только в улучшении речи ребенка, но и в улучшении его успеваемости.

Заметно облегчает тяжесть заикания у школьников ручной труд и рисование. Говоря о ручной деятельности, мы имеем в виду изготовления простых поделок из бумаги, картона, лепку из пластилина. Проговаривая все операции в процессе изготовления поделки, ребенок вырабатывает навык в правильном произнесении слов, словосочетаний и целых оборотов.

Отношение к заикающемуся ребенку его одноклассников – ещё один фактор, который очень сильно влияет на его комфортное пребывание в школе.

Формирование добрых, терпимых отношений между детьми в классе – прямая обязанность учителя. Но, как показывает практика, далеко не все учителя уделяют этому должное внимание.

Поэтому многие родители, выбирая начальную школу для ребенка, ориентируются, в первую очередь, именно на конкретного учителя, а, например, не на материальную базу самой школы или на продвинутые программы обучения. Особенно важно правильно выбрать первого учителя для ребенка, у которого есть какие-либо проблемы со здоровьем или психикой.

Равнодушный человек, не желающий тратить душевные силы и время на каждого конкретного ученика, может оказать огромное отрицательное влияние на весь дальнейший процесс обучения ребенка в школе.

ПАМЯТКА

для учителя, имеющего в классе заикающегося ученика

  1. Обратить внимание на речевые возможности ученика.
  2. Установить контакт с логопедом и родителями.
  3. Если имеется негативизм к учебе, сначала проводим воспитательные меры и только потом работу над речью.
  4. Формирование добрых, терпимых отношений между детьми в классе.
  5. Предложить нескольким ученикам взять шефство над заикающимся ребенком.
  6. Исключить участие ребенка в ссорах, шумных играх, разбирательствах, разговор на повышенных тонах.
  7. Не переучивать леворукость.
  8. Говорить с ребенком не спеша и делать частые паузы.
  9. Нельзя спрашивать заикающегося ребенка внезапно. Дайте установку: «Коля, подготовься, пожалуйста, продумай свой ответ. Ты будешь отвечать после Светы».
  10. Не торопите во время ответа. Самое трудное – это начало речи. Первые слова лучше проговорить вместе.
  11.  Не фиксировать внимание ребенка на запинках. Не поправлять, не делать замечаний.
  12.  Дайте ему понять, что вы слушаете то, что он говорит, а не как он это делает.
  13.  В первое время не вызываем ребенка отвечать у доски перед всем классом.
  14.  Помогаем заикающемуся облегчить высказывание (повтор за учителем; вопросы, на которые можно отвечать, используя минимальное количество слов).
  15.  Вызывайте заикающегося ребенка как можно раньше, так как его напряжение и беспокойство будут возрастать по мере ожидания своей очереди.
  16.  Связный рассказ требуем только после того, как ученик без запинок отвечает на вопросы учителя, т.е. по мере овладения вопросно-ответной формой речи.
  17.  Не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться».
  18.  Не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него.
  19.  Заикающегося нельзя перебивать. Учим учеников внимательно слушать друг друга.
  20.  Заикающемуся легче говорить, когда он свою речь сопровождает действиями (проговариваем все операции в процессе изготовления поделки и т. д.).
  21.  Заикающиеся школьники легче выражают мысль тогда, когда имеют перед собой конкретную наглядную опору.
  22.  Наличие ошибок свидетельствует о несовпа­дении собственного темпа письма с общим рабочим темпом класса.
  23.  Если у ребенка ОНР (общее недоразвитие речи), надо пополнять словарный запас и прорабатывать с такими детьми читаемый текст.
  24.  Давать задания читать ученику вслух, медленно проговаривая каждый слог.
  25.  Большинство заикающихся детей не заикаются, когда читают вместе с кем-нибудь ещё.
  26.  Иногда просите весь класс почитать парами, для того, чтобы заикающийся ребенок не чувствовал себя «особенным».
  27.  Для работы с заикающимися учениками важен неторопливый темп речи учителя.
  28.  На уроках литературы первое время лучше задавать заикающимся детям вопросы, связанные с конкретными событиями, лишь потом – рассуждение и объяснение.
  29.  Спрашивать заикающихся столько же, сколько и других детей. Побуждать к активной речевой деятельности.
  30.  Применять на физминутках дыхательные упражнения и элементы логоритмики.
  31.  Заикающиеся ученики очень тяжело переживают свои ошибки.
  32.  Включайте почаще музыку с определенным ритмом (для «торопящихся» заикающихся – медленную, а для «медлительных» – ритмичную).

Учитель-логопед: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]