ПРЕОДОЛЕВАЕМ ДЕТСКИЕ СТРАХИ.

Все чаще ко мне на консультацию приходят родители, которые сталкиваются с такими проблемами собственных детей, как страхи.

что же такое страхи и каковы причины их появления?

страх или фобия (лат.) – психофизиологическое состояние мозга (когда человек начинает себе придумывать что – то), которое проявляется эмоциональным состоянием – ступор, онемение.

базовым инстинктом боязни, тревоги наделено любое живое существо. Каждому из нас знакомо состояние тревоги, страха, когда на сердце тяжело, настроение подавленное. Это происходит потому, что мы ожидаем приближения неприятной ситуации. Потом всё кажется не таким уж и сложным, страшным и ужасным. Нередко мы понимаем, что сами себя настроили на плохое. Однако пережить заново тяжёлые часы и дни беспокойства совсем не хочется.

состояние тревоги, которое испытываем мы, взрослые, не похоже на то, что чувствуют дети. Нам легче, мы можем подготовиться к неприятной ситуации, повлиять на неё, опереться на жизненный опыт, получить помощь и поддержку окружающих и т.д. у детей негативный опыт может сформировать психологический барьер или комплекс, который будет проявляться, так или иначе, в последующие годы.

что же такое тревога?

тревога – особое эмоциональное состояние, возникающее в определённые моменты жизни. В таком состоянии малыш чего – то опасается и не всегда может объяснить, чего именно. В отличие от тревоги, обычно страх возникает по поводу конкретной ситуации, которая была когда –то пережита ребёнком и напугала его.

причины возникновения тревожности и страхов бывают как биологические, так и социальные.

биологические причины связаны с особенностями темперамента, нервной системы, эмоциональностью малыша. Слабая нервная система, высокая чувствительность, изменчивость эмоционального состояния, плаксивость и утомляемость свойственны многим детям. На этом фоне возникает тревожность, то есть постоянное ожидание страхов и неприятностей. Биологические причины трудно компенсируются и требуют консультации специалиста – невропатолога, психоневролога.

социальные причины связаны с особенностями семейного воспитания, а также психотравмирующими ситуациями, в которые попадал малыш. Общеизвестно, что для формирования у малыша чувства безопасности и защищённости очень важен первый год жизни, когда очень тесным является контакт с мамой. Она удовлетворяет потребность младенца в пище, безопасности, любви и ласки. Если его кормят, когда он голоден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогают избавиться от неприятных ощущений, если с ним разговаривают, играют, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий мир безопасен и он может довериться тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого ребёнок лишён, он, скорее всего, будет испытывать недоверие к окружающим его людям и миру.

тревожность может быть сформирована и чрезмерной опекой малыша. Постоянные предупреждения («не трогай», «не упади», «не испачкайся», «не беги» и др.) Формируют в характере ребёнка такие черты, как осторожность, пассивность. Такие дети чувствуют уверенно себя только рядом со взрослыми. Новые люди, ситуации сковывают активность малыша, его любознательность, эмоциональность.

тревожное состояние может появиться у ребёнка в результате психотравмирующей ситуации – смерти домашнего животного, укуса собаки или насекомого, физической травмы, нахождения в больнице, в сломанном лифте, просмотра триллера в одиночестве и др. Возможно для взрослого эти происшествия окажутся не такими уж опасными и ужасными, но его воздействие на малыша будет очень сильным. В результате пережитого появляется страх одиночества, похищения, потери близких.

Страшные

«монстры, вампиры, маньяки»

при работе с детьми, имеющих те или иные страхи, я чаще всего сталкивалась с такой проблемой, как страхи перед различными чудовищами, сказочными героями (баба яга, кощей бессмертный, драконы, чёртики, монстры). Эти образы часто являются детям на экранах телевизора, при  прочтении сказок. Их облик внедряется в память ребёнка и влияет на его мысли, поступки, поведение.

       внимание! Репертуар телепередач, содержание фильмов должны соответствовать возрасту и особенностям малыша. Держите под контролем общение ребёнка со старшими ребятами – они могут спровоцировать его испуг. Если просмотр совместный постарайтесь находиться с ребёнком в контакте, обнимите его, пусть он чувствует себя в безопасности. В самые страшные моменты нужно снять напряжение шуткой.

       что делать?

сначала установите источник страха. Откуда пришёл страшный образ маньяка, вампира, монстра? Это поможет не только понять свои ошибки в организации досуга своего чада, но и уточнить внешность «страшилки».

после обнаружения причины наступает следующий этап – поиск способов нейтрализации страха. Самый действенный  — высмеять его. Юмор является мощным механизмом преодоления тревоги и страха. Сначала надо нарисовать «страшилку», а потом с помощью бантиков, цветочков, памперсов превратить в её «смешилку». Вспоминается образ «бабы яги», которую изобразила 6 — летняя девочка, пришедшая на консультацию. Мы рисовали бантики, смешное платьице, косички до тех пор, пока у девочки не появилась улыбка на лице. Улыбка на лице может свидетельствовать о том, что малыш преодолел страх.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]