ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 Педагог-психолог Яковлева В.В.

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка.Психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность.

Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если  ребенок психологически подготовлен к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  1. интеллектуальную готовность;
  2. волевую готовность;
  3. личностную готовность;
  4. коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

— предполагает развитие зрительного восприятия (способность зрительно расчленять фигуру на заданные элементы, развитие пространственных представлений);

— развитие внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость);

— развитие мышления (способность логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями);

— развитие памяти.

— сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

—    свой адрес и название города (села), в котором он живет;

— название страны и ее столицы;

— имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

— времена года, их последовательность и основные признаки;

— названия месяцев, дней недели;

— основные виды деревьев и цветов.

— ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Волевая готовность

предполагает наличие у ребенка:

умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль   и коррекцию своей деятельности (принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности,  а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу).

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность

— предполагает умение определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет, пересказывать прослушанный текст.

— проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

— предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Личностная готовность

— подразумевает понимание ребенком причин своего успеха/неуспеха в деятельности;

— наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

— предполагает ориентацию ребенка на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни;

С этой целью родителям необходимо

— объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

—  Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

— Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

— Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

— Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

— Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

— Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.

— Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

— Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа — ходить в школу и «зарабатывать» хорошие отметки.

— Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

— развивать пространственные представлениякоординации «глаз-рука» (срисовывание фигур);

—  учить выполнять задания за определенное время;

— развивать способность зрительно расчленять фигуру на заданные элементы и  объединять эти элементы в фигуру (круг, квадрат) с изменением их пространственного положения, соотношения и ракурса;

— отработка причинно- следственных связей (упражнения по формированию умений выделять главное);

— чтение различных произведений, пересказ прослушанного текста;

— учить оценивать происходящие события, результативность своей деятельности и деятельности других.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]