ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Педагог-психолог ППМС- Центра М.В.Чилигина.

Эмоциональное развитие детей. «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.» Л.С. Выготский Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить — этому обучиться сложнее. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют так же социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают 6 основных эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легко, другие — труднее. Так например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев или страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человек — важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. . В среднем и старшем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются бурно и непосредственно. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных — пресна и бесцветна. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми, они стали менее отзывчивыми к чувствам других. На мой взгляд главной целью воспитания является: научить ребенка распознавать и выражать не только свои эмоции, но и эмоциональное состояние других людей. Семья создает условия для развития эмоций, развитие способности определять эмоциональное состояние, развитие эмпатии, коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи, наблюдательности. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенкаосознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. И в этом помогают слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, лепка, рисование, различные игры . И так можно сделать вывод, что развивая эмоции у детей, у них появляется адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они учатся понимать и чувствовать себя и других. Дети, становятся более коммуникабельными, раскрепощенными в своих высказываниях, могут рассказать о своем настроении и ощущениях. Умеют находить выход из трудных ситуаций. Они овладевают мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Умеют передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа. Пополняют свой «эмоциональный» словарь. Полученные умения и навыки дети используют в своих играх. Нужно помнить, что дети чувствуют, кто их любит, и они действительно редко ошибаются. Благоприятный психологический климат вокруг ребенка поможет ему как цветку вырасти, благоухать и радовать окружающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]