Агрессивный ребенок в школе. Что же делать?
Помните: осознание проблемы – уже половина ее решения. педагог-психолог Артюхина О.Н. ГБОУ Шенталинский ППМС-центр
Агрессивное поведение на сегодняшний день – одно из самых распространенных нарушений среди детей школьного возраста, так как это воспринимается ими, как наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессивный ребенок – это тот, кто часто проявляет агрессию по отношению к другим людям (детям и взрослым), то есть обзывается, ссорится, ругается (вербальная или словесная агрессия), ломает и портит вещи, дерется (физическая агрессия). Вы наверняка вспомнили какого-нибудь знакомого ребенка. Но не спешите с выводами. Все дети время от времени могут выражать свою агрессию, затевать драки и обзывать других. Как же понять, где норма, а где – патология, с которой нужно что-то делать?
Существует ряд критериев агрессивности, которые родители легко могут заметить, наблюдая за своими детьми:
1. Ребенок часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто проявляет зависть и мстительность.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Если в течение полугода вы замечаете хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков, следует всерьез задуматься о том, как помочь ребенку измениться. Однако помните, что ребенок агрессивен не потому, что ему так хочется. Вовсе нет. Ни один психически здоровый человек (в том числе ребенок) не ведет себя агрессивно «просто так». В силу возраста, ребенок не всегда может сформулировать причину своей агрессии или хотя бы осознать ее.
Детская агрессия – это крик о помощи. Скорее всего, ребенок просто не знает, как по-другому обратить на себя внимание учителей, родителей, одноклассников. Многие ученики уверены, что ссоры и драки – лучшее решение любого конфликта. «Если он меня обзывает, я что, терпеть буду? А так – стукнул и он больше не лезет» – вот довольно типичные рассуждения учеников. Характерно, что агрессивный ребенок никогда не признает свою вину в конфликте. По его словам, он лишь защищается от нападок других. В действительности же оказывается, что это именно он является в классе главным провокатором. Однако говоря о своем положении жертвы, ребенок не лжет – он действительно именно так воспринимает мир.
Откуда берется агрессия? Одной из причин агрессивного поведения, в первую очередь, могут стать особенности семейного воспитания.
Личный пример. Все мы знаем, что дети копируют поведение своих родителей. Родители зачастую выясняют отношения при детях, прикрикивают друг на друга, отчитывают друг друга за что-то. А на следующий день искренне удивляются, увидев в дневнике сына запись о затеянной драке с одноклассником. «Я из него эту дурь мигом выбью!» – думает заботливый родитель и достает ремень. И мальчик, серьезно и «без болтовни» наказанный отцом, больше никогда не проявит агрессию…. Вы тоже так думаете???
Чрезмерная родительская опека.
«Одень шапочку, ты простудишься», «скушай котлетку, не ходи голодный», «дружи лучше с Петей, он хороший мальчик, а Ваня – двоечник» – эти фразы ребенок слышит неоднократно изо дня в день. Все решения за ребенка принимают заботливые родители, определяя, что и когда он будет есть и одевать, с кем дружить, в какой кружок ходить, на кого пойти учиться… Мама постирает и погладит, уберет, соберет, подаст… Мама лучше знает, что нужно ее ребенку – вот главная ошибка опекающих родителей. Такая жизнь легка, но очень опасна для ребенка. И дети довольно быстро это понимают, начиная возмущаться и в прямом смысле «отвоевывать» свои права принимать решения и что-то делать самому. Впрочем, если бунта не будет или он будет подавлен, ребенок превратится в безвольного взрослого, которому всегда нужен будет жесткий руководитель.
Недостаток родительского внимания
«Мы с утра до ночи на работе, крутимся, чтобы у ребенка было все, чего не было в нашем детстве. А он совсем отбился от рук! Дома с нами ругается, в школе – сплошные конфликты, учится плохо, дружит со шпаной!» – жалуются родители. И не понимают, что ребенку иногда гораздо важнее уделенное родителями внимание, время, проведенное всей семьей, чем даже самые дорогие подарки или модные джинсы. И дети начинают, как могут, притягивать внимание родителей – ссорами и драками. А бывает так – спокойный, совершенно не агрессивный ребенок вдруг начинает вести себя как заправский хулиган. Родители в растерянности – что случилось?! Не спешите наказывать ребенка за беспричинный гнев, постарайтесь разобраться в ситуации.
Ситуативные причины агрессии.
— Дети склонны проявлять агрессию, если попадают в новую, незнакомую для себя ситуацию или в ситуацию стресса.
— Еще одной причиной «беспричинной» агрессии может стать накопленная за долгий период усталость, переутомление.
Что же делать? (памятка для родителей).
— Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции (любые, гнев в том числе). Постарайтесь исключить из своего лексикона фразы вроде «не вздумай плакать», «не кричи», «не переживай», «перестань обижаться» и т.д. Невыраженные эмоции (особенно негативные) способны накапливаться, подобно воде в чашке. Рано или поздно вода польется через край, смывая все на своем пути.
— Учите ребенка понимать эмоции и выражать их допустимым образом. Помните – чтобы научиться сопереживать кому-то, нужно сначала научиться переживать собственные эмоции и чувства. С самого детства необходимо говорить о них ребенку: «ты сейчас злишься, потому что Никита забрал твою игрушку», «ты расстроилась из-за того, что начался дождь, и мы не пошли на прогулку», «я рада, что ты съела всю кашу».
— Можно вместе обсуждать мультики и фильмы (Какие эмоции испытывают персонажи? Почему они поступают именно так, а не иначе? Помогает ли персонажам их агрессивность? и т.д.). Можно даже самим придумывать сказки, в которых выдуманные герои будут очень похожи на реальных детей или взрослых, а ситуация, в которой они оказались – ну точь-в-точь, как в жизни вашего ребенка.
— Научите ребенка искать компромиссы и решать конфликты без кулаков.
Наказывайте только за плохой поступок. Ребенок должен знать, что родители его любят, но могут быть недовольны, огорчены или даже рассержены отдельными его поступками. Обязательно объясняйте, за что именно вы его наказываете, и почему так нельзя было поступать. Важно, чтобы ребенок не только понимал неизбежность и справедливость наказания, но и знал, как в следующий раз не совершить подобный проступок.
— Отличная возможность направить энергию в мирное русло – занятия спортом. Предложите мальчишке-задире пойти в секцию по боксу или самбо – это будет ему по душе, но одновременно – сделает более дисциплинированным.
— Старайтесь не провоцировать ребенка на агрессивное поведение. Уважайте его личность. Критикуйте, но мягко. Требования (по возможности) замените просьбами. Не стоит говорить ребенку, что он «совершенно безголовый», «ведет себя как поросенок», что «у него руки не из того места растут». Зло порождает зло, агрессия рождает ответную агрессию. Возможно, что вам ребенок не ответит, но затаенную на вас злобу выместит на младшей сестре или дворовой собаке – потому что они слабее.
— Аналогично – не срывайте собственную злость (вызванную, например, неурядицами на работе) на ребенке и других членах семьи. Нет ничего хуже, чем незаслуженная обида.
Помните: осознание проблемы – уже половина ее решения.
Артюхина О.Н. педагог-психолог
ГБОУ Шенталинский ППМС-центр