ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ

Учитель-дефектолог Бедрина С.Е.

Каждое образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. С психолого-педагогической точки зрения сензетивным периодом для успешной коррекции различных задержек развития от ЗРР до ЗПРР – это ранний детский возраст от одного года до трёх лет. Главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и активно пользоваться языком в общении людьми. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Так же ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действовать с ними. У ребёнка формируется предметная деятельность. На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях.

С 2005 года, т.е. практически 10 лет, на базе нашего психолого-педагогического центра как структурное подразделение открыт и работает согласно положению консультационный пункт ранней диагностики, коррекции и развития ребенка и его семьи. При приеме ребенка заводится карта первичного приема, где кроме имени, фамилии, даты рождения, сведений о родителях, заносятся анамнестические данные: рост, вес при рождении, информация о беременности мамы, родах, перенесенных заболеваниях.

С прошлого учебного года мы решили попробовать еще одну форму работы: групповую работу. И с целями: раннего развития с учетом психофизических особенностей, ранней социализации, установления связей ребенка с ведущими сферами жизни, адаптации детей раннего возраста к новым условиям, консультирования родителей по актуальным вопросам воспитания детей раннего возраста, в Консультационном пункте ранней диагностики, коррекции и развития ребенка и его семьи ГБОУ Шенталинский ППМС-Центр в сентябре 2013 года была открыта группа ранней помощи «Карапузики». Группа была создана для детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Зачисление 10 детей было произведено на основании заявления родителей (законных представителей), занятия проводились учителем-дефектологом два раза в неделю по подгруппам 3 – 5 человек. Время присутствия детей раннего возраста в группе определялось индивидуально для каждого ребенка (не более 2-х часов). Присутствие родителей (законных представителей) обязательно. Занятия проводились по программе «Я расту!», два раза в неделю по подгруппам по 5 человек. Занятие длилось 15-20 минут, затем было время для свободной игровой деятельности детей, во время которой проводилась индивидуальная работа с детьми. Основными задачами занятий были: • стимулирование речевого и интеллектуального развития; • развитие умений и навыков практического ориентирования на величину, форму, цвет предметов, выполнение группировок по величине, форме и цвету; • расширение пассивного и активного словаря; • развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия; • развитие любознательности и исследовательской деятельности; • развитие умений слушать и понимать сказки, короткие рассказы, произносить звуки, издаваемые животными, понимать предложения с предлогами в, на, формировать правильное речевое дыхание; • формирование интереса к рисованию (карандашами, пальцами, тампонами и т.д.), лепке, конструированию; • кроме того, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, стимулирование желания помогать другим, т.е. развитие навыков социализации; • и, конечно же, развитие основных движений, мелкой моторики.

Образовательный процесс в ГРП строился на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей с использованием современных здоровьесберегающих и образовательных технологий и содержал направления деятельности: — индивидуальные занятия педагога с ребенком в присутствии родителей; — совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественной; — психолого-педагогическая поддержка семьи. Самой любимой частью занятий для детей была так называемая продуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование. Больше всего нравились нетрадиционные способы рисования и лепки. Для детей и родителей проводились праздники, для мам и бабушек на занятиях рисовали рисунки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *