Как удержать внимание ребёнка с аутизмом?

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

У детей с аутизмом наблюдаются проблемы с вниманием. Кроме того у них снижено социальное внимание, то есть внимание к другим людям и их действиям. Это затрудняет игры, совместные  занятия и взаимодействие с ребёнком в целом.

Рекомендации для специалистов и родителей

  1. Уберите из комнаты, в которой находится ребёнок, всё лишнее. Пусть все интересные предметы и игрушки будут только на столе или на коврике, на котором вы сидите вместе. На стенах не должно быть никаких картинок. Все яркие предметы нужно убрать в непрозрачные коробки.
  2. Сохраняйте контроль над теми предметами, которые интересны ребёнку. Например, соберите игрушки в прозрачный контейнер и поставьте его к себе на колени. Пусть ребёнок привыкнет к тому, что для того чтобы получить интересный предмет, нужно обращаться к вам, и все интересные предметы связаны с вами.
  3. Если вы чему-то учите ребёнка, то постарайтесь связать материалы для занятия с тем, что соответствует его интересам. Например, если вы учите его собирать пазл, то можно распечатать и разрезать как пазл кадр из его любимого мультфильма. А в случае успеха можно наградить его просмотром этого же мультфильма. Если вы учите ребёнка считать, который любит собирать «лего», то кубики лего могут стать счётным материалом.
  4. Во время занятия с ребёнком следите за своей манерой держаться – не надо говорить строго, монотонно и без эмоций. Ребёнку будет проще удержать на вас внимание, если вы будете демонстрировать радость от общения с ним.
  5. Расположитесь в непосредственной близости от ребёнка и напротив него. Найдите такое положение, чтобы ребёнку было просто посмотреть вам в глаза или на лицо. Во время совместной игры старайтесь постоянно находиться напротив ребёнка. Можно расположиться за маленьким столом, на коврике для игры.
  6. Не надо говорить ребёнку о том, чтобы он обратил на вас внимание. Попробуйте привлечь его восторженным комментарием, громким звуком, пошуметь предметами или начать напевать песенку.
  7. Разрешите ребёнку выполнять ведущую роль, а сами присоединитесь к его действию. Если вы попытаетесь прервать его действия, предложить что-то другое, это может вызвать негативную реакцию. Вместо этого попробуйте присоединиться к тому, что делает ребёнок, например, с помощью подражания, и только потом попробуйте привлечь его внимание чем-то ещё. Иногда может быть сложно отказаться от того, чтобы давать ребёнку указания что делать, но такая манера общения может не подходить для занятия с совсем маленьким ребёнком.
  8. Попробуйте комментировать действия ребёнка, выражайте одобрение (например, с помощью «Ура!» и аплодисментов), добавляйте звуковые эффекты к действиям или описывайте происходящее простыми фразами. Например, ребёнок играет с машинками. Возьмите на себя роль спортивного комментатора гонок. Таким образом, создаётся ситуация, когда вы сосредоточили своё внимание на одном и том же предмете.
  9. Помогайте ребёнку в его действиях. Например, подавайте упавшие игрушки или другие нужные ребёнку предметы. При этом не просто кладите предметы под руку ребёнка, а передавайте ему их так, чтобы каждый раз он смотрел на вас и обращал внимание на ваше присутствие. Старайтесь передавать  ему предметы только по одному или разделить предмет на небольшие части – так у вас будет больше возможностей для взаимодействия. Каждый раз, когда протягиваете ребёнку предмет, называйте его, это поможет ему лучше понимать речь и пользоваться ею.
  10. Следите за социальным комфортом ребёнка – он должен быть расслаблен и не реагировать на вас негативно. Если ребёнок протестует против вашего присутствия или ваших попыток вмешаться в его деятельность, то дайте ему время привыкнуть к вам – просто комментируйте, помогайте ему в игре, предлагайте интересные предметы. Вы сможете перейти к более активному обучению, когда ребёнок будет радоваться вашему присутствию.

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *