ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Педагог-психолог Яковлева В.В.
Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка.Психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность.
Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если ребенок психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- волевую готовность;
- личностную готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность
— предполагает развитие зрительного восприятия (способность зрительно расчленять фигуру на заданные элементы, развитие пространственных представлений);
— развитие внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость);
— развитие мышления (способность логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями);
— развитие памяти.
— сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
— свой адрес и название города (села), в котором он живет;
— название страны и ее столицы;
— имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
— времена года, их последовательность и основные признаки;
— названия месяцев, дней недели;
— основные виды деревьев и цветов.
— ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Волевая готовность
предполагает наличие у ребенка:
умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль и коррекцию своей деятельности (принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу).
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность
— предполагает умение определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет, пересказывать прослушанный текст.
— проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
— предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Личностная готовность
— подразумевает понимание ребенком причин своего успеха/неуспеха в деятельности;
— наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
— предполагает ориентацию ребенка на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни;
С этой целью родителям необходимо
— объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
— Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
— Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
— Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
— Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
— Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.
— Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.
— Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.
— Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа — ходить в школу и «зарабатывать» хорошие отметки.
— Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.
— развивать пространственные представления, координации «глаз-рука» (срисовывание фигур);
— учить выполнять задания за определенное время;
— развивать способность зрительно расчленять фигуру на заданные элементы и объединять эти элементы в фигуру (круг, квадрат) с изменением их пространственного положения, соотношения и ракурса;
— отработка причинно- следственных связей (упражнения по формированию умений выделять главное);
— чтение различных произведений, пересказ прослушанного текста;
— учить оценивать происходящие события, результативность своей деятельности и деятельности других.