СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПРИНИМАТЬ ИЛИ ЛЮБИТЬ?
Мы все живем в обществе, и от того, насколько мы в нем адаптированы, зависит вся наша жизнь. Первые уроки жизни в обществе ребенку дает семья, именно здесь мы получаем первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Ведь семья – это маленький коллектив, играющий большую и долговременную роль в жизни ребенка.
Основные черты характера, привычки, качества личности, то есть так называемый стержень, человек приобретает не в детском саду, не в школе, не на улице, а именно в семье. От стиля семейного воспитания зависит социально-психологический тип личности ребенка, его отношение к окружающим, к себе, его нравственные ценности. Все это и определяет адаптационные способности человека.
Надеюсь, я уже убедила вас в важности семейного воспитания. И само собой здесь обычно возникает самый главный вопрос: как? Как же правильно воспитывать, чтобы в итоге «получить» социально-адаптированную личность? Боюсь вас разочаровать, но ответить на ваш вопрос я не могу. Но не спешите откладывать чтение. Я просто хочу сказать, что нет единого рецепта воспитания, как и нет единого правильного взгляда на воспитание. Поэтому я всего лишь выскажу свое мнение, конечно же, опираясь не только на свой опыт, но и на опыт других специалистов.
Часто в выступлениях педагогов и психологов слышу фразу «принимайте своего ребенка таким, какой он есть». Позволю себе с этим не согласиться. Может, я просто не понимаю, какое значение вкладывают авторы в данную фразу. Думаю, многие из вас, впрочем как и я, понимают это так – как бы ни вел себя мой ребенок, что бы он не вытворял, я должна его принимать именно таким, со всеми его дурными привычками и поступками. Но если человека принимают со всеми его недостатками, зачем ему меняться? Нет уж, извините, мой ребенок должен знать, что я не приемлю некоторых качеств в нем, так же как и в любом другом человеке, я не терплю ложь, высокомерие, наглость, хамство… и я должна отреагировать на непристойный поступок своего ребенка, нахамил ли он педагогу, ударил ли товарища, пришел ли домой пьяный, ребенок должен получить обратную реакцию. Другое дело, что он имеет право объяснить свой поступок, так же как и право исправить свою ошибку и быть прощенным. Моя же задача, как родителя, попытаться его понять, объяснить, где и в чем он был не прав, и как можно было поступить по-другому. Наказание же без всяких объяснений не несет в себе положительного воспитательного момента, скорее наоборот сформирует в вашем ребенке либо агрессивность, либо низкую самооценку.
А надо ли вообще наказывать? Без всяких колебаний отвечу вам – да! Вот как наказывать, это другой вопрос. Исходя из опыта работы с родителями, думаю, не лишним будет напомнить, что ремень – это не наказание, это жестокое обращение. Также как и нельзя наказывать ребенка лишением его возможности удовлетворения таких естественных потребностей, как еда, сон, свежий воздух. Я могу, к примеру, лишить ребенка компьютера или ограничить на некоторое время (заметьте, только ограничить) его общение со сверстниками, пребывание на улице. Но если вы пообещали ребенка наказать за какой-то проступок, то непременно это сделайте. Ваши невыполненные «угрозы» могут привить ребенку чувство безнаказанности. Не забывайте, что ваше недовольство ребенком, повышение тона при разговоре с ним – это тоже наказание. Поэтому никогда не кричите на него, только потому что у вас плохое настроение, ведь в данной ситуации можно просто объяснить, что устали, хотите побыть одни. Вам ведь тоже неприятно, когда ваш ребенок огрызается на вас без причины.
Итак, если ребенок совершил какой-то проступок, он должен быть наказан. И если он наказан, он точно должен знать, за что, и имеет полное право исправить ошибку и получить прощение. Вот только никогда не заставляйте ребенка просить прощение. Если он не пришел к этому сам, не осознал свою вину, просьба о прощении становится простой формальностью и учит ребенка лицемерить.
Надеюсь, я убедила вас, что не все в наших детях мы должны принимать. Я соглашусь с вышеупомянутой фразой «принимайте своего ребенка таким, какой он есть», если мы заменим слово «принимайте» на слово «любите». Вот только мне кажется, что это не совет, а констатация факта, ведь все родители любят своих детей, какими бы они не были, и иногда даже бывают слепы в своей любви. Дети всегда должны знать и чувствовать, что бы ни случилось, рядом есть любящие их взрослые, что родители любят их, даже когда наказывают, да потому и наказывают, что любят. И если рядом с ребенком любящие и понимающие родители, он станет гармоничной личностью с адекватной самооценкой и способностью адаптироваться в обществе.