Сенсорное развитие детей раннего возраста
Т.Н. Анкина Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области
Ранний возраст ребенка считается самым подходящим периодом для сенсорного воспитания, без которого формирование умственных способностей невозможно. Что закладывает основу будущего маленького человека? Как может повлиять сенсорное развитие на успешную жизнь вашего ребенка в будущем? Как помочь малышу в познании окружающего мира, с чего начинать и когда? Эти вопросы интересуют родителей до и после рождения долгожданного крохи.
Младенец с первых дней своей жизни начинает знакомиться с окружающим его миром. Прикосновение маминой руки, поток свежего воздуха, тепло солнечного света, все эти тактильные ощущения вместе с сенсорной информацией малыш впитывает в себя с самого рождения.
Взрослым дана возможность научить ребенка воспринимать мир в безграничном многообразии его красок, звуков, запахов и форм. В дальнейшем, накапливая знания и опыт, ребенок научится выражать свои ощущения в словах и жестах.
Важно в период первого года жизни ребенка предоставить разнообразие впечатлений, одновременно развивая внимание, физическое и психическое развитие, сенсорное воспитание, способствующее развитию органов чувств. Отсутствие впечатлений может привести к задержкам общего развития малыша.
Изучение мира начинается с понимания предметов и явлений. Такие формы как мышление, запоминание, воображение основываются на базе образов созерцания. Значит, нормальное развитие ребенка невозможно без основы полноценного мировосприятия, которое отражает происходящую действительность в сознании, умение воспринимать, изучать и различать явления внешнего мира.
Мировосприятие происходит при помощи органов чувств – глаз, ушей, носа, рта, рецепторов кожи. Чтобы сенсорное развитие у ребенка было полноценным необходимо развивать органы чувств.
Итак, что такое сенсорное развитие? Это развитие понимания и формирование у ребенка представления об окружающем мире, предметах, свойствах и явлениях. Информация, которую ребенок получает из повседневной жизни, анализируется и закрепляется, развивая мышление и речь.
Сенсорные ощущения подразделяются на виды:
- Зрительные
- Слуховые
- Вкусовые
- Осязательные
- Обонятельные.
В период от 2 до 3 лет задачи сенсорного воспитания ребенка усложняются. В это время накапливаются представления об основных понятиях: форме, цвете, величине, которые необходимо разнообразить. Приобщая к различным формам предметов, к цветовым оттенкам и разнообразным звукам родители помогают ребенку накопить сенсорный опыт, приобрести новые навыки и закрепить предыдущие.
С 3-летнего возраста ребенок знакомится с основными способами их применения. Накопленные знания закрепляются и расширяются. На этом этапе добавляются творческие занятия: лепка, рисование, аппликация.
Сенсорные ощущения вкуса, обоняния и осязания ежедневно развиваются. Процесс усвоения сенсорных эталонов сложный и продолжительный, не ограничивается рамками дошкольного периода.
Важность сенсорных ощущений
Невозможно оценить значимость сенсорных ощущений на жизнь человека как, впрочем, нельзя представить полноценную жизнь без зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений. Все они важны и в полной степени влияют на развитие ребенка. В процессе развития малыш накапливает, расширяет и закрепляет все сенсорные образы. Этому помогают слова. Ребенок может самостоятельно восстановить в памяти свойства и характеристику предмета по его названию.
Чаще всего малыши 2- летнего возраста слушают и действуют спонтанно, их нельзя заставить смотреть, слушать, когда им неинтересно. Эта особенность возраста не позволяет организовать процесс на основе беседы, показа материала или авторитете взрослого. Для сенсорного развития детей 2 лет помогут подвижные игры, во время которых малышу даются задания, например, найти предмет, перечисляя при этом его свойства, а также дидактические игрушки, которые заинтересуют и окажутся значимыми для ребенка этого возраста. Играя, следует концентрировать внимание на свойствах и характеристиках предмета.
Игрушек для сенсорного развития детей раннего возраста очень много. Это деревянные игрушки, конструкторы для деток различных возрастных категорий, мозаика, детские пазлы, сортеры, музыкальные игрушки и инструменты.
Отдельно следует остановиться на рамке-вкладыше Монтессори, в которой находятся геометрические фигуры простой формы. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами формы, учится зрительно узнавать и ощущать форму плоских фигур.
Цель: развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики, творческой фантазии, оптико-пространственного мышления.
Все игры закладывают основу будущего маленького человека.
Итак, первые три года жизни наиболее важные для ребенка. Именно в этот период самый высокий потенциал к обучению и сенсорному развитию деток раннего возраста. Поэтому не теряйте драгоценное время. Успех ребенка в будущем зависит от удовлетворения потребности в раннем развитии уже сегодня.
Педагог-психолог
Анкина Т.Н