Работу по профилактике суицида надо проводить постоянно.

Игнатьева Т.В. Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский |

Каждый раз, когда мы слышим трагическую новость о том, что ребенок ушел из жизни, внутри  что-то обрывается. А если ребенок ушел добровольно – сам так решил, в душе все просто переворачивается. Ну, зачем? Почему? Как так-то? Чувство жалости и сострадания смешиваются  с чувством беспомощности, отчаяния и даже какой-то злости и бессилия…

Вот и события в Самаре 9 февраля не стали исключением… Или стали? А, может, мне просто показалось. Вот в интернете появилась новость о девочках, упавших с балкона. Вот обсуждения людей в комментариях. Разговоры об этом на работе. Снова письма сверху о необходимости активизировать работу по профилактике детского и подросткового суицида. Звонки из школ с просьбой провести работу. А потом отчеты. Строго по письму. «Провести родительские собрания» — сделано, галочка, «методобъединения» — галочка, «классные часы с учащимися  5-11 классов» — галочка…

Мы привыкли? Давайте, будем честны с собой. Мы привыкли. Я не говорю, что мы не сочувствуем. Но все чаще сострадание, желание изменить ситуацию уступает место раздражению: «снова проводить работу», «уже сто раз об этом говорили», «сколько можно об одном и том же»…

Работу надо проводить. Постоянно. Ведь нет ничего ценней жизни ребенка. Возможно, кто-то думает, что это бесполезно: вот мы же проводим работу, а такие случаи не прекращаются. А вы не думали о том, что если бы мы не работали, таких случаев могло быть больше? Поэтому надо пытаться изменить ситуацию, надо бороться за каждого ребенка. Несомненно, это сложная работа, особенно, когда речь идет о работе с самими детьми. Сразу возникает множество сомнений и вопросов: Какую работу проводить? В какой форме? Стоит ли говорить с детьми о суициде? А если стоит, то как подобрать слова?

Не стоит проводить занятия, посвященные суициду, весь урок говорить на эту тему. Наша цель – формирование ответственности, установки на здоровый образ жизни. Поговорите с детьми о ценности жизни и здоровья, о близких людях, о том, что из любой ситуации можно найти выход. С подростками затроньте тему суицида. Когда мы обходим ее стороной, мы подобны страусам, прячущим голову в песок. Но ведь проблема от этого не исчезает. Дети видят информацию в интернете, по телевидению, они ее обсуждают, делают свои выводы, у них есть свое мнение по поводу этих событий. Пусть они обсудят это на занятии, в вашем присутствии. Несомненно, им будет интересно ваше мнение. Будьте готовы очень тактично и спокойно ответить на все вопросы детей и выслушать их.

Не забываем и о работе с родителями. Зачастую они не придают значения этой проблеме: «У меня нормальный ребенок, он на такое никогда не пойдет. У нас в семье все хорошо». Я искренне рада, если это так, но в жизни всякое может быть.  Разве родители этих двух девочек могли представить, что произойдет такая страшная трагедия? Информация по выстраиванию взаимоотношений с детьми, о суицидальном поведении подростков, да и любая информация, не будет лишней. Пусть она никогда не понадобится, но лучше перестраховаться. Порой мы сами не замечаем, что в вечных заботах о семье, о материальном благополучии, мы так мало времени уделяем общению со своими близкими, с детьми. Посмотрите фильм «Зеленая карета» и порекомендуйте его родителям. Возможно, кто-то узнает себя в этом поучительном фильме и постарается изменить свое отношение к жизни.

И, конечно же, особое внимание уделяем работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Держим в поле зрения детей, которые в силу обстоятельств, своих особенностей, сложно сближаются со сверстниками, держатся особняком.

Привлекайте специалистов, совместная работа будет более эффективной.  Мы всегда готовы вам помочь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *