Работу по профилактике суицида надо проводить постоянно.
Игнатьева Т.В. Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский |
Каждый раз, когда мы слышим трагическую новость о том, что ребенок ушел из жизни, внутри что-то обрывается. А если ребенок ушел добровольно – сам так решил, в душе все просто переворачивается. Ну, зачем? Почему? Как так-то? Чувство жалости и сострадания смешиваются с чувством беспомощности, отчаяния и даже какой-то злости и бессилия…
Вот и события в Самаре 9 февраля не стали исключением… Или стали? А, может, мне просто показалось. Вот в интернете появилась новость о девочках, упавших с балкона. Вот обсуждения людей в комментариях. Разговоры об этом на работе. Снова письма сверху о необходимости активизировать работу по профилактике детского и подросткового суицида. Звонки из школ с просьбой провести работу. А потом отчеты. Строго по письму. «Провести родительские собрания» — сделано, галочка, «методобъединения» — галочка, «классные часы с учащимися 5-11 классов» — галочка…
Мы привыкли? Давайте, будем честны с собой. Мы привыкли. Я не говорю, что мы не сочувствуем. Но все чаще сострадание, желание изменить ситуацию уступает место раздражению: «снова проводить работу», «уже сто раз об этом говорили», «сколько можно об одном и том же»…
Работу надо проводить. Постоянно. Ведь нет ничего ценней жизни ребенка. Возможно, кто-то думает, что это бесполезно: вот мы же проводим работу, а такие случаи не прекращаются. А вы не думали о том, что если бы мы не работали, таких случаев могло быть больше? Поэтому надо пытаться изменить ситуацию, надо бороться за каждого ребенка. Несомненно, это сложная работа, особенно, когда речь идет о работе с самими детьми. Сразу возникает множество сомнений и вопросов: Какую работу проводить? В какой форме? Стоит ли говорить с детьми о суициде? А если стоит, то как подобрать слова?
Не стоит проводить занятия, посвященные суициду, весь урок говорить на эту тему. Наша цель – формирование ответственности, установки на здоровый образ жизни. Поговорите с детьми о ценности жизни и здоровья, о близких людях, о том, что из любой ситуации можно найти выход. С подростками затроньте тему суицида. Когда мы обходим ее стороной, мы подобны страусам, прячущим голову в песок. Но ведь проблема от этого не исчезает. Дети видят информацию в интернете, по телевидению, они ее обсуждают, делают свои выводы, у них есть свое мнение по поводу этих событий. Пусть они обсудят это на занятии, в вашем присутствии. Несомненно, им будет интересно ваше мнение. Будьте готовы очень тактично и спокойно ответить на все вопросы детей и выслушать их.
Не забываем и о работе с родителями. Зачастую они не придают значения этой проблеме: «У меня нормальный ребенок, он на такое никогда не пойдет. У нас в семье все хорошо». Я искренне рада, если это так, но в жизни всякое может быть. Разве родители этих двух девочек могли представить, что произойдет такая страшная трагедия? Информация по выстраиванию взаимоотношений с детьми, о суицидальном поведении подростков, да и любая информация, не будет лишней. Пусть она никогда не понадобится, но лучше перестраховаться. Порой мы сами не замечаем, что в вечных заботах о семье, о материальном благополучии, мы так мало времени уделяем общению со своими близкими, с детьми. Посмотрите фильм «Зеленая карета» и порекомендуйте его родителям. Возможно, кто-то узнает себя в этом поучительном фильме и постарается изменить свое отношение к жизни.
И, конечно же, особое внимание уделяем работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Держим в поле зрения детей, которые в силу обстоятельств, своих особенностей, сложно сближаются со сверстниками, держатся особняком.
Привлекайте специалистов, совместная работа будет более эффективной. Мы всегда готовы вам помочь.