Рекомендации родителям ребёнка, страдающего аутизмом

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.

Типичные симптомы аутизма:

– отсутствие речи, эхолалия;

– гиперчувствителен к звукам и прикосновениям;

– застенчив;

– проблемы со зрением;

– не смотрит в глаза;

– не играет со сверстниками;

– не испытывает радость;

– не нуждается в контакте и общении с окружающими;

– повторяет одни и те же слова или предложения;

– выполняет одни и те же механические движения (раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, смотрит на вентилятор, безо всяких эмоций долгое время прыгает, приседает);

– играет только с определёнными игрушками;

– общается только с одним членом семьи;

– чувствует себя лучше наедине;

– избирателен в еде;

– не понимает и не может оценить опасности окружающего мира (не воспринимает движущиеся машины; падение с высоты; игры с электроприборами; острые предметы);

– не владеет навыками самообслуживания;

– часто проявляет вспышки гнева и агрессии (в основном, на самого себя: бьётся головой о мебель и пол, до крови кусает свои руки, бьёт себя кулаками по телу и лицу; иногда проявляет агрессию к другим: кусает, царапает, бьёт).

Рекомендации по работе с детьми-аутистами:

– взаимодействуйте с ребёнком, только когда он готов к этому;

– принимайте его таким, какой он есть;

– придерживайтесь определённого режима дня;

– соблюдайте ежедневные ритуалы;

– не повышайте голос и не издавайте громких звуков (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку; лучше говорить тихим голосом);

– устраните резкие зрительные впечатления (мощные, незащищённые источники света, внезапное движение в поле зрения ребёнка);

– не подавляйте и не запугивайте ребёнка (резкие запахи, грубое обращение);

– всё общение и обучение вести через игрушку, значимую для ребёнка;

– если у ребёнка совсем отсутствует речь, добивайтесь какой-либо голосовой реакции, используя игрушки, картинки, предметы (Самолёт летит: «У-у-у!» Птичка поёт: «И-и-и!» Волк рычит: «Ы-ы-ы!» Стиральная машина гудит: «Н-н-н!» Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф!»);

 – от простых звукоподражаний постепенно переходите к сложным (Девочка заблудилась: «Ау!» Малыш плачет: «УА!» Собачка ест: «Ам!» Ослик кричит: «Иа!» Девочка спит: «Бай!»);

– накопив достаточное количество звукоподражаний, переходите к произнесению простых слов, фраз с помощью картинок, карточек, книжек, игрушек, предметов;

– избегайте слов «скажи», «повтори» (на них обычно вырабатывается негативная реакция);

– поощряйте всякое проявление речи;

– используйте потешки с поглаживанием пальчиков;

– для самых первых игр лучше выбирайте пирамидки, матрёшки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объёмные буквы, цифры;

– используйте игры на подражание и внимание («Покажи нос», «Что пропало?», «Сделай, как я»);

– рисуйте вместе (если неудобно на столе, перемещайтесь на ковёр);

– присоединяйтесь к действиям ребёнка, тактично настаивайте на совместных действиях с предметом;

– поощряйте попытки вступать с вами в контакт улыбкой (нежным взглядом, объятиями, многократным повторением его имени);

– чаще общайтесь с ребёнком;

– во время тактильного контакта с малышом говорите ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева (устраняйте детское сопротивление материнским ласкам: долгому поцелую, шёпоту в ухо, объятиям);

– постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребёнка на тепло, прохладу, талый снег, ветер, пение птиц, журчание ручья, зелёную траву, цветы; на загрязнённые места в окружающей среде и чистые поляны (при этом многократно учите и поощряйте использовать жесты, телодвижения, вокализации, слова);

– постоянно формируйте у малыша «ощущение края», чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде;

– будьте всегда готовы подстраховать ребёнка (свести к минимуму опасные действия);

– обязательно обратитесь к детскому психиатру (Диагноз «ранний детский аутизм» может поставить только детский психоневролог. Аутист – это не психически больной человек, у него просто другое видение мира и ему трудно выразить свои чувства.);

– проконсультируйтесь у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, чтобы определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша;

– наберитесь терпения, твёрдо верьте в успех и не теряйте надежду.

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *