Зеркальное написание букв и цифр
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание свойственно детям с ведущей левой рукой, которых «переучили» на правую. Эти дети могут писать или буквы, или строчки в направлении справа налево. Буквы и цифры они пишут снизу вверх.
«Зеркальное» письмо можно выявить ещё в дошкольном возрасте. Надо обращать внимание на тех ребят, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.
Попросите ребёнка положить 2 карандаша по образцу: 1 – в вертикальном направлении, а 2 приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть зеркально. То же самое может произойти в процессе рисования разных простых предметов, фигур.
Устойчивое преобладание левой и правой руки окончательно формируется к 6 годам. Как помочь ребёнку?
- Учить чётко различать левую и правую руку. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?)
- Учить ориентироваться в собственном теле, то есть умение находить своё правое ухо, левую ногу и т.д.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Надо объяснить, что предметы, которые расположены ближе к правой руке ребёнка, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. Затем задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Потом можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. (Тетрадь справа от книги. Ручка слева от тетради.) И только после этого ребёнок сможет понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать и овал в букве Ю и т.п.
Начинать с таким ребёнком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.
Основные направления работы:
- Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию дней недели, времён года и т.д.
- Развитие мелкой моторики рук (игры с пальчиками, обводки, штриховки, работа с пластилином).
- Развитие тактильных ощущений (написание буквы на ладошке, на спине, в воздухе).
- Расширение поля зрения ребёнка.
- Моделирование букв из палочек, реконструирования букв.
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
- Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
На заключительном этапе можно перейти к письменным упражнениям.
- Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределённой последовательности, чтобы исключить возможность догадки (Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т.д.). Перед записью каждой буквы ученик должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».
- После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами. Лучше работать выборочно только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
Эти буквы можно полностью исключить из упражнений: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Затем нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Ребёнку остаётся запомнить ещё 6 букв, которые «развёрнуты» в левую сторону: З, Л, У, Ч, Э, Я.
«Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
Даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы, своевременно выполняя работу над ошибками.
Для обучения математике используются тетради в клетку. Взрослый должен помнить, что ребёнка необходимо научить пользоваться клеточками – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Это первый шаг к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребёнок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.
Таким образом, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания взрослых. Помочь ребёнку может не только учитель, но и родители.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.