Зеркальное написание букв и цифр

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание свойственно детям с ведущей левой рукой, которых  «переучили» на правую. Эти дети могут писать или буквы, или строчки в направлении справа налево. Буквы и цифры они пишут снизу вверх.

«Зеркальное» письмо можно выявить ещё в дошкольном возрасте. Надо обращать внимание на тех ребят, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Попросите ребёнка положить 2 карандаша по образцу: 1 – в вертикальном направлении, а 2 приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть зеркально. То же самое может произойти в процессе рисования разных простых предметов, фигур.

Устойчивое преобладание левой и правой руки окончательно формируется к 6 годам. Как помочь ребёнку?

  • Учить чётко различать левую и правую руку. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?)
  • Учить ориентироваться в собственном теле, то есть умение находить своё правое ухо, левую ногу и т.д.

         Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Надо объяснить, что предметы, которые расположены ближе к правой руке ребёнка, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. Затем задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Потом можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. (Тетрадь справа от книги. Ручка слева от тетради.) И только после этого ребёнок сможет понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать и овал в букве Ю и т.п.

Начинать с таким ребёнком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

 

 

 

Основные направления работы:

  1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию дней недели, времён года и т.д.
  2. Развитие мелкой моторики рук (игры с пальчиками, обводки, штриховки, работа с пластилином).
  3. Развитие тактильных ощущений (написание буквы на ладошке, на спине, в воздухе).
  4. Расширение поля зрения ребёнка.
  5. Моделирование букв из палочек, реконструирования букв.
  6. Поиск букв, наложенных друг на друга.
  7. Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

На заключительном этапе можно перейти к письменным упражнениям.

  1. Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределённой последовательности, чтобы исключить возможность догадки (Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т.д.). Перед записью каждой буквы ученик должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».
  2. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами. Лучше работать выборочно только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

       Эти буквы можно полностью исключить из упражнений: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Затем нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Ребёнку остаётся запомнить ещё 6 букв, которые «развёрнуты» в левую сторону: З, Л, У, Ч, Э, Я.

«Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы, своевременно выполняя работу над ошибками.

Для обучения математике используются тетради в клетку. Взрослый должен помнить, что ребёнка необходимо научить пользоваться клеточками – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Это первый шаг к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребёнок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Таким образом, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания взрослых. Помочь ребёнку может не только учитель, но и родители.

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *