Адаптация к школе: советы родителям первоклассников
Т.Н. Анкина Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Адаптация к школе – длительный процесс, зависящий от многих факторов. Его можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – его можно назвать «физиологической бурей» — когда на первоклассника обваливается целый комплекс новых воздействий, и, соответственно, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем.
Второй этап — организм ребенка начинает частично приспосабливаться и его энергетические затраты на адаптацию снижаются.
Третий этап – устойчивое приспособление к новым условиям.
Школьная дезадаптация — результат нарушения приспособления ребенка к тем или иным условиям школьной среды.
Выделяют несколько видов дезадаптации, к которым приводят нерешенные школьные проблемы:
- Интеллектуальная — нарушение или отставание в развитии мышления ребенка.
- Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
- Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе.
Признаками возникшей дезадаптации могут быть:
— Усталый, утомленный внешний вид ребенка;
— Его нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
— Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
— Негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;
— Жалобы на те или иные события, связанные со школой;
— Беспокойный сон;
— Трудности утреннего пробуждения, вялость;
— Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Советы родителям первоклассников
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Спросите у любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы скорее всего услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюблённость» ребёнка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребёнка, предлагайте помощь, проявляйте активность. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.
Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобиться, если ребёнок не ходил до школы в детский сад. Хвалите ребёнка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребёнку интересным другим.
Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Хорошей помощью семилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму.
Педагог-психолог
ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский
Анкина Т.Н.