Консультация для родителей «Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма»
Т.Н. Анкина Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается, самая прямая.
Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше вы начнете работу с пальчиками, тем быстрее услышите от ребенка первые слова.
Грудному младенцу уже можно не просто загибать и разгибать пальчики, а слегка массировать их (массаж кисти рук и каждой фаланги пальчика), сжимать кулачки, поглаживать ладошки («варить» кашу на ладошке), давать захватывать и удерживать погремушку (ежедневно в течение 2-3 минут). Таким образом, происходит воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга. Лучше эти занятия превратить в занимательную игру.
К году – полутора годам важно, чтобы в игру вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Поэтому с детьми проводят активные упражнения для пальцев рук, с хорошей амплитудой. В процессе развития мелкой моторики рук, полезно использовать народные игры-потешки («Коза-рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки»). А фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка. Произнося в процессе пальчиковых игр тот или иной стишок (потешку) вслух, мы тем самым добиваемся эмоционального отклика у малыша, а значит, развиваем у него заинтересованность в данном занятии.
Детям этого возраста можно предложить катать в руках деревянные шарики различного диаметра (грецкий орех, шишку, карандаш), собирать пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши или пуговицы, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровку.
К 3-х летнему возрасту у детей уже складываются представления о предметах и их признаках. Поэтому в работе с ними можно использовать традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами), рисование, нанизывание бус, собирание пирамидки и мозаики, скатывание шариков из фольги, собирание конструктора, лепку из пластилина, шнуровку. Также детям можно предложить следующие задания: узнать предмет на ощупь, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, обводить предмет по контуру (трафарет), завязать бант. Если взрослые сопровождают действия ребенка словами, называя предметы, и рассказывая о них, то это обогащает его словарь, развивает связную речь.
Мелкую моторику рук развивают:
- пальчиковая гимнастика
- игры — потешки
- упражнения с массажным мячом
- пальчиковый театр (с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- игры с конструктором, мозаикой, пазлами
- пластилинография
- игры со счетными палочками
- ниткография
- вырезальный тренажер
- рисование пальчиками, ладонью
- упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты
- игры с песком и водой
- игры с предметами домашнего обихода:
с макаронными изделиями, с крупой;
с прищепками;
с резинками, бусами, заколками.
Мелкую моторику развивают также физические упражнения, которые укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе;
во-первых-чем больше ребёнок двигается, тем лучше полушария обогащаются кислородом, а, следовательно, это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга,
во-вторых- во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас,
в-третьих -в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется -крупная моторика.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
С этим пальцем в лес ходил.
С этим пальцем щи варил.
С этим пальцем кашу ел.
С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идём мы погулять.
(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
(загибают пальчики, начиная с большого)
Игры — потешки
«Кому что делать»
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
(Проговаривая строчку, слегка крутить пальчик ребёнка в одну сторону. Потом повторить и крутить в другую сторону)
«Ладушки»
– Ладушки-ладушки,
– Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Простоквашку.
Хлопать в ладоши на ударных слогах
Кашка сладенька, (гладить животик рукой)
Бабушка добренька, (погладить себя по голове)
Попили-поели (снова погладить живот)
И домой улетели. (махать руками как крыльями)
Упражнения с массажным мячом
«Веселый счет»
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
«Мячик»
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук. (Движения соответствуют тексту)
Пластилинография
Основные приемы лепки пластилином
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др.
-Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
-Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
-Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
-Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
-Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
-Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
-Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
-Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Игры со счетными палочками
Взять небольшую коробочку или футляр, прорезать в них продолговатую щель ножом или ножницами, и показать карапузу, что в нее можно по одной засовывать палочки. Малыши на «отлично» справятся с поставленным заданием, ведь в этом возрасте им очень нравится проталкивать предметы в отверстия.
«Повтори рисунок»
Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.
Ниткография
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением.
Вырезальный тренажёр
Приготовьте специальную коробку с большим количеством отделений, и уже исходя из размеров и числа отделений, сделайте разноцветные листочки, на них должны быть обозначены линии разной конфигурации, по которым ребенку будет удобно эти листочки разрезать. Листочки можно распечатать на принтере, а можно и расчертить самостоятельно. Линии, нанесенные на листочки, должны быть самыми разными: волны, спирали, зигзаги, диагональные и вертикальные линии и пр. Это очень хороший тренажер для малышей, которые интересуются ножницами.
Рисование пальчиками, ладонью
Кончиком пальца нужно зачерпнуть краску и поставить на бумаге точку или провести линию. Малыш может это повторить. Но рисовать можно не только пальцами, но и всей ладонью. Дети постарше с удовольствием используют готовые шаблоны. Можно найти их в интернете и распечатать или нарисовать самостоятельно. Это изображения фруктов, овощей, животных, транспорта. Обычно они уже окрашены, но в них есть белые области. Ребенок должен закрасить их так, чтобы цвета совпадали, или обводить контуры рисунков.
Их первые попытки будут напоминать бессмысленные каракули: черточки, палочки, кривые линии, кляксы. Но чем чаще ребенок будет заниматься, тем интереснее станут его изображения. С возрастом улучшится техника, а самые талантливые дети начнут создавать настоящие шедевры.
Игры с песком и водой
Для игр с песком нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов и двух размеров), палочки, грабельки.
Для игр с водой — набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики и др.), сачок, черпачок, разноцветные пластиковые мячики, набор игрушек из разных материалов — для игры «что плавает?», набор цветных камешков, ракушек и т. п.
«Пальчиковый бассейн»
Пальчиковый бассейн легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль слоем в 6-8 см.
«Стираем платочки»
Взрослый читает стихотворный текст, ребенок выполняет соответствующие движения руками:
Мама и дочка стирали платочки.
Вот так! Вот так!
(движения раскрытой ладонью по дну бассейна в направлении вперед-назад, пальцы разведены)
Мама и дочка полоскали платочки.
Вот так! Вот так! (Движения кистью в направлении слева-направо).
Мама и дочка полоскали платочки.
Вот так! Вот так! (Движения кистью вверх-вниз над бассейном).
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Варианты игры: Выкладывание пуговиц от маленькой к большой и наоборот, классификация по цвету, форме, размеру.
Игры с крупами
Насыпьте в кастрюлю горох или фасоль. Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать в кулаки и пошевелить пальцами. Ребенок запускает руки в крупу и изображает, как месят тесто, приговаривая: Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Вариант игры: Спрячьте в крупу игрушку и предложите ребенку найти ее.
Педагог — психолог ГБУ ЦППМСП
м. р. Шенталинский Самарской области
Т. Н. Анкина