С чего начать освоение навыка чтения?
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Как бы мы не торопились научить ребёнка читать, нужно учесть, что первой ступенью к освоению навыка чтения является выделение из потока звучащей речи отдельных звуков, правильное их произнесение, не вводя понятие «буква». Для этих целей можно использовать игры.
Игры-звукоподражания
Цель: выделять определённые звуки и научиться их протягивать.
[у-у-у] – воет волк; [аа-аа-аа] – мама укачивает младенца; [в-в-в] – воет ветер; [уа-уа-уа] – плачет младенец; [ж-ж-ж] – жужжит жук; [а-у-у-у] – кто-то потерялся в лесу.Игра «Пчёлы»
Цель: выделять в словах звук [Ж] и научиться протягивать его.
– Ты слышал, как ЖуЖЖат пчёлы? Попробуй поЖуЖЖать так же.
– Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки.
– Ж-Ж-Ж! Давай друЖЖЖить?!
– Ты где ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом жилище.
– Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!
Игра «Встреча двух машин»
Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.
– Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?
– А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВо?
– ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание «Кто лучше за ВВВодится?!»
– ВВВ…
Игры, требующие от ребёнка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике.
Игра «Два грузовика»
Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].
– К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ].
Участники загружают свои машины предметами или картинками, где отображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков. Например: на первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…,; на вторую – «Жука», «Жабу», «Жирафа»… .
Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.
Игра «Слова»
– Я называю слово, а ты внимательно слушаешь. На какой звук оно оканчивается, на такой должно начинаться твоё слово.
Примечание. Речь идёт о звуках, а не о буквах. Если взрослым было названо слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдёт, так как в слове «гноМ» последний звук твёрдый.
Игра «Магазин»
Роль продавца играет взрослый. Покупатели выбирают товары, а платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет. Если ребёнок ошибается, ему могут подсказать другие дети. Главное – громко и чётко проговаривать слова. Затем можно поменяться ролями, где взрослый умышленно будет ошибаться. Задания постепенно усложняйте. Не забывайте хвалить детей!
Такая предварительная подготовка в приобщении к определённому запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более лёгкому освоению навыками чтения.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.