С чего начать освоение навыка чтения?

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Как бы мы не торопились научить ребёнка читать, нужно учесть, что первой ступенью к освоению навыка чтения является выделение из потока звучащей речи отдельных звуков, правильное их произнесение, не вводя понятие «буква». Для этих целей можно использовать игры.

Игры-звукоподражания

Цель: выделять определённые звуки и научиться их протягивать.

[у-у-у] – воет волк;                    [аа-аа-аа] – мама укачивает младенца;

[в-в-в] – воет ветер;                    [уа-уа-уа] – плачет младенец;

[ж-ж-ж] – жужжит жук;              [а-у-у-у] – кто-то потерялся в лесу.

Игра «Пчёлы» 

Цель: выделять в словах звук [Ж] и научиться протягивать его.

 – Ты слышал, как ЖуЖЖат пчёлы? Попробуй поЖуЖЖать так же.

 – Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки.

 – Ж-Ж-Ж! Давай друЖЖЖить?!

 – Ты где ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом жилище.

 – Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!

 

Игра «Встреча двух машин»

Цель:  выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.

– Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?

– А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВо?

– ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание «Кто лучше за ВВВодится?!»

– ВВВ…

 

Игры, требующие от ребёнка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике.

  

 Игра «Два грузовика»

Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].

– К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ].

Участники загружают свои машины предметами или картинками, где отображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков. Например: на первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…,; на вторую – «Жука», «Жабу», «Жирафа»… .

Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.

Игра «Слова»

– Я называю слово, а ты внимательно слушаешь. На какой звук оно оканчивается, на такой должно начинаться твоё слово.

Примечание. Речь идёт о звуках, а не о буквах. Если взрослым было названо слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдёт, так как в слове «гноМ» последний звук твёрдый.

 

Игра «Магазин»

Роль продавца играет взрослый. Покупатели выбирают товары, а платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет. Если ребёнок ошибается, ему могут подсказать другие дети. Главное – громко и чётко проговаривать слова. Затем можно поменяться ролями, где взрослый умышленно будет ошибаться. Задания постепенно усложняйте. Не забывайте хвалить детей!

Такая предварительная подготовка в приобщении к определённому запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более лёгкому освоению навыками чтения.

                  

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *