Логопедический лекторий для родителей: «Семь основных «нельзя» при нарушении речи у ребенка»
Сунчелеева Л.К. — Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Речевой аппарат — это неотъемлемая часть опорно-двигательной системы и управляется центральной нервной (мозгом).
- НЕЛЬЗЯ паниковать
Действительно, процент детей с серьезными заболеваниями не так уж велик, и, скорее всего, у вашего малыша просто временная задержка речи. Даже если ситуация окажется иной, расстроенная мама не поможет предпринимать разумные действия, т.к. паника этому совсем не способствует. Важно сохранять спокойствие и трезвый ум.
- НЕЛЬЗЯ обращать внимание на слова «добрых советчиков»
Например, у тети Гали сын не говорил до 6 лет, а теперь стал отличным программистом. Каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе, поэтому сравнивать его с другими нецелесообразно. - НЕЛЬЗЯ пренебрегать своей интуицией
Если у вас есть подозрения, что с ребенком что-то не так, лучше обратиться к специалисту, чем мучиться сомнениями. Однако не стоит увлекаться излишними страхами. - НЕЛЬЗЯ откладывать ситуацию
Существуют речевые нормы, и до 5 лет ребенок должен освоить правильную и красивую речь. Например, он может не выговаривать звук «р» или несколько других, но в целом должен уметь строить простые предложения и вести диалог. Дети, не добившиеся нормальной речи к 5 годам, могут столкнуться с психическими трудностями, вызванными невозможностью нормально общаться. К тому же, нормализация речи должна начинаться до 3 лет, так как на это может уйти как раз 2 года. - НЕЛЬЗЯ игнорировать общепринятые нормыречевого развития, оправдываясь тем, что все дети разные. Если ребенок развивался иначе, это может указывать на задержку, которая не у всех детей компенсируется.
Итак, коротко эти нормы:
- 6 месяцев: норма для гуления (состояния вроде «бу», «агу», «брр»);
- 8 месяцев: неосознанный лепет (например, «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба»);
- 1 год: минимум 10 простых слов или обозначений (слова могут быть понятны только ребенку, например, «ко» для коровы);
- 5 года: около 100 слов;
- 2 года: 300-400 слов и появление первой фразовой речи (ребенок в 2 года может говорить нечетко, но должен образовывать простые предложения).
Если ваш ребенок не соответствует этим нормам, стоит обратиться к специалистам (невролог, остеопат, кинезиолог, двигательный терапевт).
Чем раньше начнется коррекция, тем меньше проблем будет в будущем.
- НЕЛЬЗЯ следить ТОЛЬКО за развитием речи,
следим и за пониманием речи у ребенка
Необходимо исключить проблемы со слухом и слуховым восприятием. Игнорирование этих аспектов может привести к формированию аутических черт, когда ребенок не реагирует на речь должным образом. - НЕЛЬЗЯ пускать проблему развития на самотек
Требуйте проведения обследований. Важно искать причины проблемы, а не убирать ее следствия.
Например, МРТ (метод исследования с использованием магнитов и радиоволн) для маленьких детей может быть сложно сделать, поэтому в некоторых больницах отказываются его делать.
Но есть и другие методы обследования, например:
— НСГ (нейросонография – безопасное ультразвуковое исследование головного мозга), доступна до 8 месяцев, пока родничок не закрылся,
— ЭЭГ (электроэнцелография – метод исследования, который записывает электрическую активность головного мозга), которое требует записи в течение 12 часов.
Бывают случаи, когда дети резко откатываются в развитии.
В таких ситуациях стоит проконсультироваться с генетиком. Откаты бывают разные, и для их правильной градации также полезно иметь результаты МРТ.
Существует странное негласное правило
ожидать начала речи только к трем годам
Но часто, приходя к неврологу в этом возрасте, родители слышат:
«А где вы были раньше?»
Я считаю, что в случае задержек речевого развития не стоит ждать определенного срока. Если вы замечаете, что ваш малыш в шесть месяцев не издает звуков, а в восемь — лишь вокализирует, не откладывайте визит к специалистам (невролог, остеопат, кинезиолог, двигательный терапевт).
Чем быстрее начнется поддержка, тем выше шансы у ребенка справиться с проблемой без серьезных последствий.
Речевую функцию часто недооценивают
Речевое развитие — это один из ключевой компонент общего развития ребенка вместе с качеством освоения двигательных навыков.
Не забывайте, что и речевой аппарат — это часть опорно-двигательной системы.
И они развиваются параллельно в плотной взаимосвязи.
Правильное речевое развитие
- это не только возможность общения,
- это и основа для дальнейшего обучения, социальной адаптации и чувства уверенности у ребенка.
Оно напрямую связано с развитием двигательных и когнитивных навыков, с развитием эмоционального интеллекта.
Без достаточного внимания к речи, ребенок может столкнуться не только с трудностями в выражении своих мыслей, но и с серьезными последствиями в обучении в будущем.
Развитие ребенка должно быть гармоничным.
НЕЛЬЗЯ игнорировать ни один его аспект развитие ребёнка, включая речь. Инвестирование сил родителей в речевое развитие с самого раннего возраста станет залогом успешного и полноценного взрослого будущего.

Previous Post
Next Post










