Как помочь первокласснику адаптироваться в школе

Т.Н. Анкина Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Родители зачастую переживают о школе не меньше детей — фактически они тоже ходят в школу вместе с детьми, только в роли сопровождающих. Как помочь и тем и другим справиться с тревогами и адаптироваться? Самый главный совет: без паники! Да, будут определенные сложности — у каждого ребенка свои. Но ребенку нужны адекватные поддерживающие родители, которые помогут преодолеть трудности.

Адаптация к школе проходит по-разному и в норме длится от двух-трех недель до полугода. Продолжительность зависит как от личностных особенностей ребенка и степени его готовности к школьному обучению, так и от сложности учебной программы.

Существует два основных компонента адаптации:

  • Физиологический — когда ребёнок привыкает к новому режиму, нагрузкам, ритму происходящего вокруг. Чтобы пройти этот этап, требуется примерно от двух до шести недель.
  • Психологический — когда ребёнок знакомится и находит контакт с учителями, налаживает отношения с одноклассниками, привыкает к новым условиям и требованиям. На это требуется от одной до трёх недель.

Физиологическая адаптация

Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни. В это время ребёнок испытывает перегрузки, сравнимые с теми, которым подвергают космонавтов перед выпуском на орбиту. Могут возникнуть повышенная утомляемость, медлительность, склонность к капризам. Ребёнок может захотеть на время вернуться к дневному сну. Всё это нормально. Помните, что его организм сейчас подвергается сложнейшим перегрузкам, и проявите понимание.

Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.

И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.

Социально‑психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:

  • дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
  • учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
  • учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
  • учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»).

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.

Очень важно в период адаптации интересоваться не только учебными делами ребёнка, но и тем, как складываются его отношения с окружающей средой. Комфортно ли ему физически (нормальная ли температура в классе, не душно)? Нет ли проблем с тем, чтобы поесть и сходить в туалет? Хорошие ли отношения с соседом по парте? Все эти нюансы могут вызывать дополнительный стресс: ребёнок сам может его не осознавать, но обязательно расскажет, если вы спросите.

Как определить, нормально ли проходит адаптация

Если прошло три месяца и ваш ребёнок в целом положительно относится к школе, у него появились друзья, он справляется с материалом — значит, всё в порядке. Но если прошла четверть, а он всё ещё не знает имён большинства одноклассников, не может выполнять задания самостоятельно, если его раздражают даже разговоры о школе — скорее всего, что‑то пошло не так и пора вмешаться.

Четыре причины школьной дезадаптации

Важно понимать, что проблемы в школе чаще всего появляются не потому, что ребёнок ленится или не старается. Дезадаптация — это не выбор ребёнка! Она возникает, когда детскому организму не хватает сил и ресурсов на то, чтобы справиться с большим количеством изменений, происходящих одновременно.

Обычно дезадаптация связана с этими четырьмя причинами:

  • Физические и умственные перегрузки. Стресс слишком большой, организм не справляется, могут появиться соматические признаки (тошнота, повышение температуры, головная боль).
  • Плохой контакт ребёнка с педагогом. Учитель — центральная фигура в жизни класса, он не только ведёт урок, но и помогает детям справиться со всеми проблемами (ударился, облился, потерял вещи, поругался с другом). Если ребёнок боится педагога, не может попросить его о помощи — адаптация будет крайне сложной.
  • Трудности в общении со сверстниками. Особенно трудно бывает детям, которые не посещали детский сад, а также тем, у кого нет братьев и сестёр: у них не сформированы навыки знакомства, им нелегко находить общий язык с другими детьми, сложно проявлять терпение и вовремя прекращать общение.
  • Аномальный тип семейного воспитания. Например, если ребёнок рос в очень жёсткой, авторитарной семье, он будет бояться сделать ошибку, не сможет быть активным, отвечать на уроке. Ребёнок из семьи с гиперопекой может растеряться, ему будет сложно научиться брать на себя ответственность: ведь ему никогда раньше не давали такой возможности.

Кроме того, есть дети, которым особенно сложно даётся привыкание к новым условиям — это так называемые дети группы риска:

  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • дети с низким когнитивным темпом;
  • часто болеющие дети;
  • левши и амбидекстры (те, которые одинаково хорошо умеют писать левой и правой рукой);
  • дети с эмоциональными нарушениями (агрессивные, слишком застенчивые и тревожные);
  • дети с временной задержкой психического развития;
  • дети с дислексией или дисграфией.

Причины и проявления школьной дезадаптации у этих детей связаны с особенностями их нейрофизиологического развития. Они смогут преодолеть эти трудности и войдут в школьную колею, но для этого им потребуется больше поддержки, чем остальным.

Как предотвратить дезадаптацию

  • Зная предпосылки дезадаптации младших школьников, можно предотвратить её развитие. Для этого важно, как можно раньше установить контакт с учителем и рассказать ему об особенностях вашего ребёнка: физиологических (например, быстро устаёт или есть пищевые аллергии); особенностях развития (например, гиперактивность или дислексия); особенностях характера (например, очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание); особенностях семьи.
  • Заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием.
  • Обязательно соблюдать режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду.
  • Хорошо, если утро первоклассника начинается с теплых слов заботливых родителей. Не стоит его подгонять и торопить в школу. Правильно рассчитать время подъема, гигиенических процедур, приема пищи, выхода из дома — это задача взрослых. Следите за тем, чтобы с утра ребенок сытно позавтракал и выпил достаточно воды. Для того чтобы завтрак был полезным, рекомендуется включать в него фрукты, зерновые и молочные продукты.
  • Если вы видите, что после школы грустит или, наоборот, очень возбужден, поговорите с ним. Узнайте, чем вызвано его настроение. Во-первых, это поможет вашему ребенку справиться с эмоциональным напряжением. Во-вторых, такие беседы укрепляют теплые отношения и снижают степень накала конфликтов «отцов и детей» в пубертатный период.
  • Если малыш кривляется, вредничает, манерничает, упрямится и не слушается, значит, его развитие протекает нормально! Указанные признаки — это классика проявления кризиса семи лет. Помогите ребенку прожить этот период продуктивно: давайте больше свободы, не опекайте его, пусть у него будет возможность увидеть последствия своих поступков. Такие уступки взрослых укрепляют самооценку семилетки, помогают ему примерить на себя роль самостоятельного человека и стать увереннее. 
  • Не обижайтесь, если маленький школьник говорит вам, что правы не вы, а учительница. Это хороший признак. Да, значимость родителя снижается, и первоклассник «возносит на пьедестал» педагога. Так он овладевает внутренней позицией школьника, чувствует себя своим в большой школьной семье. Поэтому поддерживайте авторитет учителя и способствуйте укреплению хороших отношений между ним и ребенком.
  • Помогите ребенку и по возможности педагогам в выстраивании здоровых отношений в классе. Пусть дети дружат, поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь одноклассникам. Помните, что буллинг (травлю) проще предотвратить в начальном звене, чем бороться с ним в более старшем возрасте. Дети должны понимать: все люди разные и ценность человека не зависит от его внешности, национальности, особенностей развития, интеллекта и материального уровня семьи. Чем крепче детский коллектив, тем ниже вероятность, что когда-нибудь травля разъест души сегодняшних первоклассников.
  • Трезвое отношение родителей к способностям сына или дочери — залог адекватного восприятия школьником своих учебных успехов и неудач. Понимающие слабые места ребенка мамы и папы не требуют получать только пятерки и четверки. Интересуйтесь у первоклассника не тем, как сегодня ответил на уроке, а что интересное произошло за учебный день и что новое он узнал. Когда ребенок боится, что за полученные отметки его будут ругать, а не поддерживать, он будет до последнего скрывать от вас свои ошибки. Если подобное поведение закрепится, то он научится обманывать и изворачиваться. В подростковом возрасте это разрушительно влияет на детско-родительские отношения. Помните: лгут тому, кому боятся сказать правду.
  • Не требуйте от ребенка сидеть за столом, пока он не выполнит весь объем дополнительных заданий. Первоклассник нуждается в физической активности каждые 15–20 минут. Пусть сделает наклоны, приседания, прыжки и снова садится за упражнения.
  • Не стоит переписывать плохо сделанную классную работу. Такая обязанность воспринимается как бессмысленное дело и вызывает отвращение к учебе.

Эти несложные в исполнении рекомендации помогут вам справиться с первыми школьными трудностями и сохранить физическое и эмоциональное здоровье ребенка.

 

                                                                                       Педагог — психолог ГБУ ЦППМСП

                                                                                       м. р. Шенталинский Самарской области

                                                                                       Т. Н. Анкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *