Роль родителей в воспитании законопослушного гражданина. Взросление через ответственность.
Игнатьева Т.В. Педагог-психолог и социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский |
Главную роль в воспитании играют родители. И о каком бы воспитании не шла речь – о гендерном, патриотическом, правовом и так далее, – задача родителей сводится к воспитанию через свой пример. Если всё, чему вы учите ребёнка, не подтверждается собственным примером, то все ваши слова – это пустое сотрясание воздуха. Допустим, вы говорите ему, что необходимо соблюдать правила дорожного движения, но при этом пристёгиваетесь в автомобиле только при виде сотрудников ДПС и переходите дорогу в неположенном месте. Тогда будьте готовы к тому, что ребёнок будет делать не так, как вы говорите, а так как вы делаете. Есть замечательная английская пословица: «не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас – воспитывайте себя».
Когда ребёнок видит, что от него вы требуете соблюдения правил, а сами их нарушаете, у него в голове диссонанс: почему для меня правила такие, а для мамы с папой – другие. Он задаст вам этот вопрос или же сам придёт к выводу, что так происходит, потому что он маленький, а родители взрослые. И в голове его сформируется неправильное представление о взрослости: взрослому можно курить, пить, нарушать правила. А ведь главный признак взрослости – это ответственность. И прививая ребёнку ответственность, вы и воспитываете законопослушного гражданина.
Древний мыслитель Китая Конфуций считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьёй. Государство должно напоминать большую семью, в которой правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. А я предлагаю рассматривать семью, как модель государства, где есть люди, управляющие этим государством – родители, есть правила и у каждого свои обязанности. И всё это необходимо для гармонии, комфорта и чувства защищённости всех жителей.
Как я уже отмечала выше, у каждого члена семьи должны быть обязанности, за выполнение которых он отвечает. И чем старше ребёнок, тем больше должно быть обязанностей, иначе взросление приостанавливается. Еще одно правило или даже закономерность – права прямо пропорционально зависят от ответственности. Например, у ребёнка есть игрушки, он имеет право ими играть, а после игры обязан убрать их на место. Но если он без уважительной причины этого не делает, то и права играть ими, у него нет. Конечно, ребёнку необходимо объяснить, почему так происходит. Потому что игрушки придётся убирать маме, и она может не успеть выполнить свои обязанности – приготовить ужин, постирать вещи и так далее, и тогда гармония в семье нарушится. Ну, или другой пример. Подросток имеет право встречаться и общаться со своими друзьями, и у него есть обязанность, например, мыть посуду. Вы просите его это сделать – конечно, в идеале он должен это сделать без напоминания, но мы и сами неидеальны. Итак, вы просите его это сделать, а его именно сейчас позвали друзья, и вы договариваетесь, что посуду он помоет потом. Но если он не выполняет своё обещание, то и права гулять тогда, когда ему удобно, у него больше нет.
Если же вы просто сделаете всё за него, то и ответственного поведения от него не ждите, и взросления не будет. Еще одна ошибка – это ссылаться на то, что у ребёнка учёба, и он должен заниматься только этим. Родители тоже ходят на работу, но при этом и о домашних делах они не забывают.
Я не говорю, что всё должно быть только так и никак иначе, я против авторитарного стиля воспитания. Всё зависит от обстоятельств, люди в семье должны помогать друг другу. Если ребёнок не убирает игрушки, потому что устал, сделайте это вместе. Договоритесь, что потом сын или дочь помогут вам накрыть на стол. Если у подростка много домашнего задания, возьмите часть его домашних обязанностей на себя. А когда у вас будет «завал» на работе или же просто вас неожиданно пригласят в гости, ваш ребёнок освободит вас от ваших обязанностей. Это уже другая ступень взросления – ответственность не только за себя, но и за других людей, за семью в целом.
Участие ребёнка в принятии каких-то важных семейных решений – покупка мебели, поездка на отдых и тому подобное так же воспитывает у него ответственность за семью. Конечно, в силу возраста его предложения могут быть нецелесообразными или даже неосуществимыми, но не отвергайте их без объяснений, обсудите и приведите необходимые доводы.
Мы видим, что именно в семье ребёнок учится быть частью коллектива, учится брать ответственность не только за себя, но и за других. И главную роль здесь играют именно родители.
Социальный педагог Игнатьева Татьяна Витальевна
Previous Post










