Реализация программы «Уроки выбора профессии»

В.В. Волкова Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

В период с сентября по октябрь 2020 года в ГБОУ ООШ с. Романовка и ГБОУ ООШ с. Баландаево с учащимися 8-9 класса (17 человек) были проведены занятия по программе «Уроки выбора профессии».  Целью, которой являлось: изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессией, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Учащиеся с удовольствием и интересом посещали занятия по данной программе,  участвовали в профориентационных  играх и упражнениях, особенно интересными были игры и упражнения «Самая-самая», «Детективы» и «Машина времени». Затруднения вызвали игры и упражнения «Профессия-специальность» и «Цепочка профессией», учащиеся объяснили свои затруднения тем, что мало знают профессией и специальностей, а если знают название профессии, то не знают специфику работы.

С учащимися в рамках программы была проведена диагностическая работа. Наибольший интерес вызвало исследование типа темперамента (тест «Личностный опросник Г. Айзенка»), профессиональных  интересов (Методика «Профиль») и выявление типа профессий (методика «Определение типа будущей профессии Е.А. Климова).

Анализ исследования по выявлению темперамента показал, что

—  12% учащихся  имеют меланхолический темперамент. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия.темперамент

— сангвинический темперамент у 24% учащихся.  Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

— имеют холерический темперамент 59% учащихся. Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением, — сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

— 5% учащихся флегматики — медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

Анализируя сформированность  профессиональных интересов и склонностей, были получены следующие результаты:направления

Учащиеся 9 класса не интересуются физикой и математикой. Большой интерес проявляют  радиотехнике и электронике, педагогике и медицине, спорту и военному делу.

 

Результаты исследования по выявлению типов профессией  выявили, что:

— тип профессии «Человек-природа» привлекает 29% учащихся. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности.

«Человек-техника» интересует 53% обучающихся. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники — от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца.тип профессий

66% учащихся привлекают профессии типа «Человек-человек».  Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.

— интересует тип профессии «Человек – знаковая система» 5% учащихся. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда в этих профессиях является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

— тип профессии «Человек – художественный образ» интересует 24% учащихся

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.

На завершающем занятии учащиеся отвечали на вопросы анкеты, один из них «Определились ли вы с выбором будущей профессии?» на который,  71% учащихся ответил «да», остальные «нет».

Таким образом, после завершения занятий по программе «Уроки выбора профессии» учащиеся изучили свои личностные особенности,  ознакомились с миром профессий, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *