Особенности дисграфических ошибок учащихся с задержкой психического развития

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области | 

Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики. Она может быть как врождённой, так и приобретённой. Одной из причин появления дисграфии является сниженный речевой (фонематический) слух. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращённая речь воспринимается искажённо. Ребёнку с нарушенным фонематическим слухом очень трудно научиться читать и писать. Вместе с речевым слухом люди обладают особым зрением на буквы. Для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы.

Дисграфия применительно к детям с ЗПР рассматривается не как самостоятельное расстройство, а как симптом неврологических и энцефалопатических нарушений. Причины дисграфии связываются с недоразвитием или повреждением центральной нервной системы. Первичное недоразвитие анализаторов и межанализаторных связей ведёт к недостаточности анализа и синтеза информации и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (звук переходит в букву).

Виды дисграфии

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушениями звукопроизношения, отражает косноязычие на письме. Ребёнок пишет с внутренним проговариванием, то есть у него нет опоры на правильную артикуляцию. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи.
  2. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. В тяжёлых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребёнок пишет только отдельные буквы. У левшей встречается зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.
  3. Моторная дисграфия. Для неё характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
  4. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Симптомы: слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов; пропуски, перестановки и добавление слогов; ошибки в виде пропусков гласных, согласных букв при стечениях, перестановки и добавление букв. Это характерно для детей с ОНР, алалией, ЗПР, умственной отсталостью.
  5. Аграмматическая дисграфия. Аграмматизмы на письме необязательно связаны с аграмматизмами в устной речи. На письме это выражается искажением морфологической структуры слов, заменой префиксов, суффиксов, изменением падежных окончаний, нарушением предложных конструкций, изменением падежа местоимений, числа существительных, нарушениями согласований, пропусками служебных слов, неумением конструировать предложение.

Механизмы письма формируются в центральной нервной системе значительно позже аппаратов устной речи в период обучения грамоте. Поражения центральных мозговых аппаратов устной речи обычно вызывают и расстройства письма. Письмо – это мыслительная операция, более абстрактная, чем звукопроизношение.

Ученики с ЗПР  неловки, медлительны. Если их торопить, то это приведёт к увеличению ошибок,  резкому утомлению и падению умственной работоспособности. Такие дети способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе и правильной помощи учителя.

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А.И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *