«Психологическая подготовка к ЕГЭ».
С.Н. Немова Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это уже далеко не новая реальность, но вопрос готовности старшеклассников к ЕГЭ до сих пор остаётся одним из самых актуальных в системе школьного образования.
Успешность сдачи ЕГЭ школьниками зависит не только от уровня их знаний, но и от степени психологической готовности к данной процедуре.
В основе структуры готовности к ЕГЭ лежит анализ трудностей, с которыми сталкиваются дети при сдаче экзаменов.
Выделяют три группы трудностей:
- Когнитивные трудности (предметная готовность) связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями;
- Личностные трудности (повышенный уровень тревоги) — они обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена.
- Процессуальные трудности ученика (поведенческий компонент) – отсутствие полной и чёткой информации о процедуре ЕГЭ.
При сдачи ЕГЭ выпускники лишены психологической поддержки, так как принимают и оценивают результаты ЕГЭ незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной концентрации на задании. ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, и это повышает его значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.
Когда достаточно подготовленный в процессуальном и предметном плане 11-классник сдаёт ЕГЭ значительно ниже своих возможностей, причину следует искать в психологической неготовности.
Поэтому необходимо предусмотреть решение следующих задач психологической подготовки выпускников к ЕГЭ:
- Формирование позитивного и реалистичного отношения к ЕГЭ;
- Оптимизация нагрузки при подготовке к экзамену;
- Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене;
- Эмоциональная поддержка.
Для решении задач психологической подготовки следует помочь ребенку:
- Принять ЕГЭ как данность, зафиксировать те преимущества, которые дает школьнику такая форма проведения экзамена.
- Правильно распределить нагрузку в период подготовки к экзамену, в том числе планирование индивидуальной работы с учеником в зависимости от уровня его знаний и готовности, с учетом индивидуальных особенностей. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно.
- Также необходимо предусмотреть время для отдыха. Необходимо приучать учащихся ориентироваться во времени и уметь его распределять.
- В напряженный период подготовки к экзаменам важна эмоциональная поддержка: не стоит нагнетать ситуацию, а следует подбадривать, отмечать успехи, поддерживать выпускника при неудачах (полезно не только выразить поддержку словами, но и разобрать причины неудачи, помочь исправить ситуацию). Полезной будет следующая формула для такой ситуации: сопереживание (понимание) – готовность помочь – надежда на успех – реальная помощь.
- Выражать уверенность в силах ученика, сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки, помочь подростку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок; формулировка «Ты хорошо сдашь экзамен, если будешь готовиться» предпочтительнее, чем «Если ты НЕ будешь учить (готовиться, ходить на занятия и т. п.), ты НЕ сдашь экзамен».
- Для обеспечения успешной подготовки детей к экзаменам должны помочь и родители, а именно проследить за режимом дня, организовать правильное питание, оказывать эмоциональную поддержку и т.д.
- Учащийся должен знать, что не будет катастрофы, каков бы ни был результат. Поэтому заранее нужно поставить правильную цель перед каждым выпускником, которая им по силам!!! Ведь никто не может быть совершенным! Ученик должен четко понимать, что экзамен – это важный этап в его жизни, но не последний!
Социальный педагог ЦППМСП м.р. Шенталинский Немова С.Н.