Формирование мышления ребенка в раннем возрасте.
Т.Н. Анкина Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области.
Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и входе опыта собственных действий с предметами. Развитие восприятия и мышления тесно связано между собой, и первые проблески детского мышления носят практический характер (или, по-другому, действенный), т.е. они неотделимы от предметной (манипулятивной) деятельности ребенка.
Наглядно-действенное мышление возникает там, где ребенок (а иногда даже и взрослый человек) встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи (в быту или в игровой ситуации).
Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать у ребенка в конце первого – начале второго года жизни. С овладением ходьбой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширяются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их, манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препятствия, затруднения, ищет выход, широко используя в этих случаях пробы, попытки и т.д. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования предметами и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов.
Опыт ребенка, полученный при решении практических задач закрепляется, малыш обобщает свой опыт и начинает его использовать в различных условиях. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка наглядно-действенного мышления.
Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели (достать конфетку со стола), анализ условий (стол высокий, я маленький – с пола не достану), выбор средств достижения (нужно влезть на стул).
Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при участии окружающих людей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, показывают способы их решения, называют действия. При этом слово, обозначающее то или другое действие, меняет мыслительный процесс ребенка, даже еще не владеющего разговорной речью. Речь как бы изнутри перестраивает процесс мышления, изменяет его содержание и требует более совершенных форм: в процессе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для наглядно-образного мышления.
Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая закрепляет образы-представления. Ребенок решает «в уме» задачи, которые раньше решал практически. То есть он может
— рассказать, как достать конфетку со стола, представив это образно;
— определить:
- целое, по его частям;
- какую конструкцию можно сложить из данных деталей конструктора;
- какое изображение сложится из кусочков разрезанной картинки;
— могут представить себе перемещение предметов в пространстве.
Особенности развития мышления у детей с отставанием в развитии.
- отставание в темпе развития
- не умение самостоятельно обобщать свой практический опыт
- не умение ориентироваться в условиях практической задачи (отсутствует метод проб и ошибок)
- не включение речи в процесс решения мыслительных задач, отсутствие связи между словом и действием (следовательно, не понимание инструкции и отсутствие ее выполнения)
Пути формирования наглядно-действенного мышления у детей с отставанием.
При выборе методов работы с такими детьми мы исходим из того, что мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения и в единстве с процессом овладения речью.