Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Т.Н. Анкина
Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области.

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад по­тому, что «детей там учат». В об­щем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вме­сте! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое мож­но обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой — са­мый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос для нее — чему учить? Благо, выбор огромен — спасибо прогрессу! Сегодня 4-5 -летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кноп­кам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребе­нок открывает его для себя зано­во. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь само­деятельному педагогу системати­зация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежеднев­ными, хотя бы по 10—15 минут. Некоторые упражнения можно вы­полнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребен­ку вопросы и задания при ежеднев­ной работе по дому, т.е. в повсед­невной жизни. Не жалейте на за­нятия времени, оно потом во много раз окупится!

Прежде всего займитесь изу­чением предметов и их качеств. Для удобства общения допусти­мы тематические уроки — «одеж­да», «посуда», «мебель», «тран­спорт» и т.д., а также учебные игры — «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для кук­лы» и т.д. Эти простейшие при­меры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориен­тироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расши­рять словарный запас.

Один из основных разделов обучения — развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеоб­щему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правиль­но произносить звуки и слова, стро­ить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кста­ти, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка го­раздо меньше, чем существитель­ных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собач­ка?», «Какой автобус?»). Ваша цель — приохотить «ученика» го­ворить много и правильно.

Прогулки  тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зе­леный цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревь­ев. В глаза сразу бросится суще­ственная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеле­ный», «изумрудный», «салат­ный», «болотный», «желто-зеле­ный». Предложите ребенку отпра­виться на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вгляды­вайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

Найдите на полянке три цвет­ка (травинки, шишки). Попробуй­те описать один из них, а ребе­нок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поме­няйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните расска­зывать сами — пусть малыш заме­тит, что они не похожи друг на дру­га. Одно — величаво-торжественное, другое — бесшабашно-веселое, тре­тье — трагически грустное.

Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он спра­вится, рассмотрите их вниматель­но. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи пред­меты, в каждом есть неповтори­мое отличие. Когда малыш пой­мет, насколько многообразна при­рода, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребе­нок с радостью принесет вам боль­шой лист клена и маленький бе­резовый, уверяя, что они не похо­жи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилка­ми, оба растут на дереве, их фор­мы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив не­сколько пар листьев, малыш убе­дится, что самые разные предме­ты могут иметь сходство, особен­но те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае — «листья»).

Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и поче­му?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что по­хож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечай­те сами, но слушайте вниматель­но и ребенка. Ведь у наших ма­лышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сход­ству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цве­том.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумыва­ние и отгадывание загадок, постро­енных на сравнении предметов меж­ду собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помо­гите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно  для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

  • Ткач ткет ткани на платок Тане.
  • Около кола — колокола.
  • Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребен­ку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказы­вая, прося, умоляя, громко, тихо)?

  • Милая моя, ты не спишь!
  • Вы ели на завтрак мороженое?
  • Мама купила (купи) виноград.
  • Скорее домой!
  • У нас кончился хлеб. Подобные задания помогут

малышу развить речь, воображе­ние, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошиб­ками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбини­рованный характер, что выража­ется не только в обогащении сло­варя, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предме­тов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребен­ком и предлагаете определить, ка­кие подходят друг к другу и мож­но ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и по­чему. Набор может быть разнооб­разным, например: чашка, блюд­це, тарелка и яблоко; медведь, ло­шадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попроси­те назвать известных ему живот­ных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к об­щему понятию, но отличающими­ся (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра пред­назначена для развития логиче­ского мышления дошкольника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *