Рекомендации родителям ребёнка, страдающего аутизмом
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.
Типичные симптомы аутизма:
– отсутствие речи, эхолалия;
– гиперчувствителен к звукам и прикосновениям;
– застенчив;
– проблемы со зрением;
– не смотрит в глаза;
– не играет со сверстниками;
– не испытывает радость;
– не нуждается в контакте и общении с окружающими;
– повторяет одни и те же слова или предложения;
– выполняет одни и те же механические движения (раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, смотрит на вентилятор, безо всяких эмоций долгое время прыгает, приседает);
– играет только с определёнными игрушками;
– общается только с одним членом семьи;
– чувствует себя лучше наедине;
– избирателен в еде;
– не понимает и не может оценить опасности окружающего мира (не воспринимает движущиеся машины; падение с высоты; игры с электроприборами; острые предметы);
– не владеет навыками самообслуживания;
– часто проявляет вспышки гнева и агрессии (в основном, на самого себя: бьётся головой о мебель и пол, до крови кусает свои руки, бьёт себя кулаками по телу и лицу; иногда проявляет агрессию к другим: кусает, царапает, бьёт).
Рекомендации по работе с детьми-аутистами:
– взаимодействуйте с ребёнком, только когда он готов к этому;
– принимайте его таким, какой он есть;
– придерживайтесь определённого режима дня;
– соблюдайте ежедневные ритуалы;
– не повышайте голос и не издавайте громких звуков (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку; лучше говорить тихим голосом);
– устраните резкие зрительные впечатления (мощные, незащищённые источники света, внезапное движение в поле зрения ребёнка);
– не подавляйте и не запугивайте ребёнка (резкие запахи, грубое обращение);
– всё общение и обучение вести через игрушку, значимую для ребёнка;
– если у ребёнка совсем отсутствует речь, добивайтесь какой-либо голосовой реакции, используя игрушки, картинки, предметы (Самолёт летит: «У-у-у!» Птичка поёт: «И-и-и!» Волк рычит: «Ы-ы-ы!» Стиральная машина гудит: «Н-н-н!» Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф!»);
– от простых звукоподражаний постепенно переходите к сложным (Девочка заблудилась: «Ау!» Малыш плачет: «УА!» Собачка ест: «Ам!» Ослик кричит: «Иа!» Девочка спит: «Бай!»);
– накопив достаточное количество звукоподражаний, переходите к произнесению простых слов, фраз с помощью картинок, карточек, книжек, игрушек, предметов;
– избегайте слов «скажи», «повтори» (на них обычно вырабатывается негативная реакция);
– поощряйте всякое проявление речи;
– используйте потешки с поглаживанием пальчиков;
– для самых первых игр лучше выбирайте пирамидки, матрёшки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объёмные буквы, цифры;
– используйте игры на подражание и внимание («Покажи нос», «Что пропало?», «Сделай, как я»);
– рисуйте вместе (если неудобно на столе, перемещайтесь на ковёр);
– присоединяйтесь к действиям ребёнка, тактично настаивайте на совместных действиях с предметом;
– поощряйте попытки вступать с вами в контакт улыбкой (нежным взглядом, объятиями, многократным повторением его имени);
– чаще общайтесь с ребёнком;
– во время тактильного контакта с малышом говорите ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева (устраняйте детское сопротивление материнским ласкам: долгому поцелую, шёпоту в ухо, объятиям);
– постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребёнка на тепло, прохладу, талый снег, ветер, пение птиц, журчание ручья, зелёную траву, цветы; на загрязнённые места в окружающей среде и чистые поляны (при этом многократно учите и поощряйте использовать жесты, телодвижения, вокализации, слова);
– постоянно формируйте у малыша «ощущение края», чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде;
– будьте всегда готовы подстраховать ребёнка (свести к минимуму опасные действия);
– обязательно обратитесь к детскому психиатру (Диагноз «ранний детский аутизм» может поставить только детский психоневролог. Аутист – это не психически больной человек, у него просто другое видение мира и ему трудно выразить свои чувства.);
– проконсультируйтесь у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, чтобы определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша;
– наберитесь терпения, твёрдо верьте в успех и не теряйте надежду.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.