Как подружиться с орфографическими правилами?
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Обучение орфографии – это сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:
- Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется «орфографическая зоркость». Чтобы найти орфограмму, надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: «Безударная гласная в корне слова». Ребёнок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове.
- Выделить часть слова, в которой, находится орфограмма. Например, «Правописание безударных окончаний существительных». Ребёнку необходимо правильно выделить окончание в слове.
- Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жёсткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно:
- подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
- записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.
- Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной, и в слабой позиции записана одинаковая буква.
Таким образом, процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений.
Дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе речевую патологию: ОНР, ФФНР, ФНР и неврологическую симптоматику: ММД, энцефалопатию. У большинства учащихся, имеющих данные нарушения, отмечаются: смешение слухоречевой памяти, нарушение буквенного гнозиса, динамического праксиса руки, затруднённость восприятия ритмической структуры слова, нечёткая дикция, плохая артикуляция, нарушение лексико-грамматического строя речи.
К моменту окончания обучения в начальной школе у учащихся с речевой патологией в орфографическом навыке остаётся большое количество неавтоматизированных элементов, которые связаны с нарушением понимания строя языка (например, нарушение формирования навыков правописания морфем обусловлено недостатками слухо-артикуляционного восприятия слова, трудностями осмысления смыслового и грамматического значения). Такие дети нуждаются в логопедической коррекции, так как без неё частенько оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.