Зачем нужна лепка малышам?

 

Т.Н. Анкина Педагог — психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области

Зачем нужна лепка малышам?

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка.  Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик  в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью  лучше всего начать именно с лепки, а  чуть позже начать и рисовать с малышом.  Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик  круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).

 С какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?

Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.

На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки, на  основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.

 Какой пластилин лучше? 

Детский пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. 

Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый — апельсином, а красный — клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить. 

Как заниматься лепкой с малышами?

Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!

Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:

  • пошлепать по нему ладошкой:«шлеп-шлеп»;
  • нажать пальчиком и получить «дырочку»в кусочке материала;
  • подержать  кусочек в ручках и по-разному его помять;
  • пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль);
  • смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета;
  • можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова.

Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.

 Как и что лепить с малышом?

       Выбор цвета 

       Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто разбегутся глаза). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребенка — ваши предпочтения могут сильно расходиться. 
Разминка 
      Когда цвет выбран, то не ждите, что малыш сам начнет что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После разминки 
можно приступить непосредственно к лепке. 

Основные действия 

      Покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку и т.д. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка. 

      Кусочки 
      Отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина со смыслом: наряжайте нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д. 
     

Колбаски и шарики 

       Катайте колбаски и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся колбаску можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками. 

      Отпечатки 
      Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой. 

    Облепливание 

     Предложите малышу облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная поделка в виде вазы. Для малышей помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них. 

Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!

  

Педагог психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский

Анкина Татьяна Николаевна

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *