Мои увлечения или здоровый образ жизни?
С.Н. Немова Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области
«Счастье, по видимому, заключается в досуге» (Аристотель).
Сегодня мне хотелось поговорить о рациональном использовании своего личного времени и культурной организации досуга подростков.
Действительно, личный досуг каждого из нас – это не просто часовое лежание на кровати, а занятие своим любимым делом или увлечением, физическое и духовное совершенствование личности.
Но как же правильно организовать свой досуг? Во — первых, это здоровый образ жизни(ЗОЖ). Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать её на окружающих.
Не удивляйтесь, что в разговоре о культурном досуге мы завели речь о здоровом образе жизни. О своём здоровье необходимо заботиться ежедневно, просто в часы досуга у нас появляется больше свободного времени, чтобы серьёзней призадуматься о своем здоровье. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание.
Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент ЗОЖ любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья. Залог успеха – в планировании своего времени.
Каждый подросток должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в школе и обеда 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы (учёбы) вовсе не означает состояния полного покоя. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека. Чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.
Следующим звеном ЗОЖ является искоренение вредных привычек: курения, алкоголя, наркотиков. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения. Курение считается одной из самых опасных привычек современного человека и поэтому многие люди начинают свое оздоровление от отказа от курения. Следующая непростая задача – преодоление раннего алкоголизма, когда подростки с 12-13 лет начинают употреблять пиво, что в последствии приводит к ежедневному его употреблению. А подобную зависимость можно уже назвать пивным алкоголизмом.
Следующей составляющей ЗОЖ является рациональное питание. Нужно помнить о двух основных законах рационального питания, нарушение которых опасно для жизни.
Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем, и вследствие этого приобретаем опасные заболевания. И второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие ЗОЖ. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей подростков и молодёжи, сохранения здоровья.
Необходимо закаливать организм, что обеспечит растущему организму надёжный щит против многих болезней.
Психологическая саморегуляция. Кому не хочется иметь хорошее настроение? Если человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и красивее. Но все меняется, если настроение плохое. Настройте себя на положительные эмоции: «Какое сегодня прекрасное утро!», «Не получилось сегодня, получится завтра», «Я самый счастливый человек на свете!»
Социальный педагог ЦППМСП м.р. Шенталинский С.Н. Немова