«Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков»
Дёкина Е.А. Педагог – психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области
Каждый человек когда-либо ощущал угнетенное настроение, безразличие к жизни, отчаянье. Депрессия у подростка, рассматривается как утрата смысла жизни, связанная с неумением регулировать значимость перспективных жизненных планов со значимостью текущих событий и установления некоего баланса.
Со стороны психолога необходима работа по целевой регуляции: формирование жизненной перспективы. Но при этом не упускается и вторая стратегия поведения, ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего. Иногда мы живем в «зале ожидания», ориентируясь на будущее счастье. И если это счастье не наступает, то разочарование от жизни нам обеспечено. И вместе с этим разочарованием мы испытываем все эмоциональные компоненты депрессивного спектра. И вот тогда умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленно. Следовательно, владение обеими стратегиями поведения – и на будущее, и на настоящее — является условием полноценной и радостной жизни. И этот постулат как нельзя больше всего подходит к подростковому возрасту. Психологу необходимо знать уровень самооценки подростка и уровень его притязаний, и чем больше разрыв между этими показателями, тем больше вероятность невротизации и тем больше риск дезадаптации. То есть, стратегия психологической коррекции в данном случае очевидна.
В эмоциональном состоянии печали, грусти, отчаяния, усталости, безнадежности и т.д., не достигающем уровня невротизации и суицидальных мыслей, хорошо зарекомендовали себя методы изотерапии.
В чем их преимущества – в проективном характере выражения своих чувств во внешней форме, это помощь в стремлении понять свои внутренние переживания, это удовлетворение потребности в общении через творческую деятельность. Изотерапия имеет два существенных аспекта коррекционного воздействия — психосоматическое воздействие на функции организма, и психотерапевтическое, когда осуществляется коррекция отклонений в психоэмоциональном состоянии. Арт-терапия имеет также воздействие на психовегетативные процессы, приобретается новые средства эмоциональной экспрессии, облегчаются коммуникативные функции, активизируется творчество.
На занятиях подростку предлагается нарисовать проективный рисунок с позитивной тематикой «Карта внутренней страны», «Мой лучший день», «Кто я», Автопортрет», «Мои желания »и т.д. Используется также групповая арттерапия – совместное рисование на листе ватмана того, что приходит в голову. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах рисунка спонтанно. Рисунок может преобразить депрессивные чувства –подавленность, страх и т.д. и помочь их выразить. При этом, выражая в социально приемлемой форме эти чувства, дети освобождаются от них до некоторой степени, а затем и могут описывать их словесно. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, подталкивает к выяснению причин собственного плохого настроения. Рисуем то, что приходит в голову по данной тематике на общем листе ватмана. Инструкция: Как Вы думаете, о чем этот рисунок? Задача: все мысли и чувства, которые приходят Вам в голову, глядя на этот рисунок, нужно изобразить на общем листке ватмана. С точки зрения гештальт-терапии при этом задействуется функция постоянного осознания текущего момента. Можно дурачиться и привносить в рисунок все, что хочется, не сравнивая результаты своего рисунка. Психолог играет роль посредника или проводника, побуждая к открытому выражению чувств.
Педагог-психолог Е.А. Дёкина