Особенности подросткового периода. «Эпидемия» школьной агрессии.

С.Н. Немова Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области

 «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли». Эрих Фромм. (немецкий психоаналитик, социальный психолог).

 С начала года в российских школах произошло несколько резонансных ЧП.

15 января в Перми двое школьников напали с ножами на учащихся своей школы. Пострадали 15 человек, в том числе учительница.

17 января в школе поселка Смольное Челябинской области ученик девятого класса ранил ножом одноклассника, мальчик госпитализирован.

19 января в Бурятии девятиклассник с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходил урок русского языка у седьмого класса. Пострадали шесть учеников и учительница.

21 марта в Курганской области г. Шадринск ученица обстреляла одноклассников из пневматического оружия. Оружие 13 летняя школьница принесла из дома – оно принадлежало её отцу.

18 апреля ученик коррекционного класса общеобразовательной школы № 1 города Стерлитамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, порезал руку одной из учениц, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем он разлил горючее вещество и поджег его. Что это за страшная тенденция?! А это «Эпидемия» школьной агрессии.

К сожалению, жестокость и агрессия живут среди нас, взрослых, и среди наших детей.

Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

Конечно же надо знать, что наши дети-подростки воспринимают мир по другому. Подростковый возраст начинается с полового созревания в 11-12 лет и длится примерно до 18. Это время поиска себя и новых друзей. Родители уходят на второй план, появляются новые авторитеты вне семьи: полярные одноклассники, блогеры, певцы. Противоречия, о которых ребенок раньше никогда не говорил, на этом этапе, как правило, выходят наружу. Например, если он рос среди ссор и разлада в семье, то с большей вероятностью в подростковом возрасте начнет конфликтовать с родителями.

Причины детской агрессии

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

  1. Важно понимать, что ни один ребенок не рождается садистом. Агрессия у подростка возникает, как ответная реакция на унижение, пренебрежение, жестокое обращение, порой даже насилие – в его собственной семье. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Из за всего этого подросток видит внешний мир и окружающих искаженно. Если в семье есть насилие, то подросток будет вести себя агрессивно и в обществе.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей, одноклассников, учителей.

Факторы детской агрессивности

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации, социальные сети. (Расследуя ЧП, установлено что все дети посещали сайты, где обсуждались нападения. Это были дети которые входили в категорию обиженных на соучеников, учителей и родителей). Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.  

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. 

Очень значимо для человека и наказание, если:

  1. оно следует немедленно за проступком;
  2. объяснено ребенку;
  3. оно суровое, но не жесткое;
  4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.

Методические рекомендации для родителей

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач.

  1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
  2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
  3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» (Стиль общения)

Я-послания

  • Я думаю, что…
  • Я недоволен тем, что…
  • Мне не нравится, что…
  • Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
  • Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

Ты-послания

  • Ты поступил плохо.
  • Ты не смеешь.
  • Ты не должен.
  • Почему ты получил двойку.
  • Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.

Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом.  

  1. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

  1. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные. Даже летом должен быть режим дня.

 Подростка можно сравнить с куколкой, из которой должна появиться бабочка. Он очень раним в этот период и ему чтобы пережить эту удивительную перемену, нужна поддержка мамы и папы.

 

Социальный педагог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский  Немова С.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *