Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной ассиметрии полушарий.
Выделяют три основных типа организации мозга.
Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, классическая посадка за партами.
Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трёхмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: гештальт, творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска – тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся в классе их необходимо посадить полукругом.
Равнополушарный тип – отсутствие яркой выраженности доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической общей одарённости.
Однако врождённые предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.
Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Причём межполушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым. Поэтому при активации левого полушария правое быстрее вовлекается в работу.
Дифференцированное школьное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, чем поиск совершенных методов, так как ни один метод не подходит сразу для всех учащихся. Ориентированная на ученика система преподавания, требующая от учителя внимательного отношения к стилям обучения, выходит за рамки метода, за рамки учебника, так как ориентирована на источник успеха или неуспеха в обучении – на самого ученика. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенности половой латерализации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми. Образование в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов.
Если генетически у ребёнка облегчён определённый тип мышления, то это не значит, что развивать нужно только его. В различных жизненных ситуациях ребёнка необходимо научить пользоваться и тем типом мышления, который является менее успешным. Грамотный педагог на уроке создает условия для выполнения заданий разными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми: мальчиками и девочками, левополушарными и правополушарными. Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
На занятиях по развитию тонкой моторики необходимо использовать не только движения сжатия, но и растяжения, расслабления, т.е. сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Для получения максимального эффекта упражнения должны включать:
— сжатие, растяжение и расслабление кисти;
— изолированные движения каждого из пальцев.
Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Кроме неспособности усваивать новый материал, у детей наблюдаются и другие нарушения: неумение адекватно читать, писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают «слепы» к целым фразам. Описанное состояние получило название «дислексия», что, в переводе с греческого обозначает «отрицание слова». Нарушение межполушарных отношений мозга могут быть причиной этих речевых расстройств. Дислексия, алалия и афазия у детей возникают исключительно при поражениях левого полушария, однако благодаря высокой пластичности детского мозга может происходить восстановление речевых функций, нарушенных даже в возрасте 6 лет.
Трудности в овладении чтением и письмом у детей связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. У старших дошкольников и у первоклассников в начале года отмечается функциональное превосходство правого полушария над левым. В конце первого года обучения ведущим полушарием становится левое. В этом случае усвоение чтения и письмо происходит без осложнений. У детей, которые начинают обучение в школе с левым доминирующим по уровню активности полушарием, возникает дислексия. При этом темп чтения резко замедлен, но ошибок допускается мало. То же происходит с теми учащимися, которые начинают обучение с правым активным полушарием, но смены в активности полушарий к концу года не происходит. В этом случае темп чтения относительно высок, но ошибок много. В норме смена ведущего по активности полушария должна происходить с правого на левое в течение года.
Попытки оказать психологическое или дисциплинарное воздействие на ученика с дислексией дают только негативные последствия. Неблагоприятно сказываются попытки форсировать темпы овладения чтением: практически всегда это утяжеляет нарушения чтения. Чем позднее начата коррекционная работа, тем выраженнее проявляются вторичные расстройства: протестные формы реакции, прогулы уроков, нежелание идти в школу, тревожность, неврозоподобная симптоматика. Почти всегда дислексии сопутствует дисграфия.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Комплекс №1
- Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
- Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
3.Звонок.Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
4.Домик.Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
- Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.».
- Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
- Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
- Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
- Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руки с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
Комплекс №2.
- Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки — выдох.
- Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
- Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
- Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
- Рожицы. Выполняйте различные мимические движения, надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
- Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
- Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
- Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
- Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
- Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.
Комплекс №3.
- Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
- Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
- Внутри – снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя, транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
- Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
- Делайте движения челюстью в разных направлениях.
- Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
- Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
- Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
- Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
- Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.
Комплекс №4.
- Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
2.Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
- Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лёжа на полу. Размахивая руками и ногами.
- Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.
- Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание и т.д. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
- Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
- Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
- Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные на полу предметы. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
- Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
- Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
Комплекс №5.
- Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
- Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
- Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
- Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
- Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.
- Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
- Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).
- Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
- Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
- Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
Также очень полезен самомассаж рук. Он является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Хорошую результативность показывает использование массажёров для рук.
Учителям начальных классов рекомендутся использовать кинезиологические упражнения как для профилактики соматических заболеваний, так и для профилактики нарушений чтения и письма. Рекомендуется использовать статические упражнения для пальцев, так называемые хасты (определённые комбинации пальцев). Йоги считают, что с помощью хаст в организме восстанавливается циркуляция энергии. К примеру, поставив цель улучшить зрение, можно выполнять хасту «Жизнь», которая по представлению йогов врачует болезни глаз и хасту «Вода», которая оказывает целебное действие на печень и желчный пузырь.
Хаста «Жизнь». Сложите подушечки безымянного пальца, мизинца и большого пальца. Указательный и средний пальцы расслаблены и выпрямлены.
Хаста «Вода». Мизинец правой руки согните так, чтобы он прикасался к основанию большого пальца. При этом большим пальцем слегка прижмите согнутый мизинец. Левой рукой обхватите правую руку снизу. А большой палец левой руки положите на большой палец правой руки.
Хаста «Черепаха» помогает восполнить энергию, преодолеть усталость, с ее помощью создается энергетический сгусток, используемый организмом для восстановления нарушенных функций. Пальцы правой руки переплетите с пальцами левой. Большие пальцы соедините концевыми фалангами, как бы образуя голову черепахи, держим параллельно полу.
Хасты выполняются одновременно двумя руками, без напряжения. Положение тела свободно. Спина прямая, голова приподнятая. Пальцы желательно направлять вверх. Чтобы получить желаемый эффект, надо выполнять хасты по несколько минут, набирая за день 40-60 минут.
Разработан комплекс кинезиологических упражнений, которые можно использовать для профилактики соматических заболеваний, для профилактики нарушений зрения, для развития слуха и зрения, дыхательные упражнения, упражнения для работы девиантными подростками, упражнения для снятия стресса. Нельзя не затронуть вопрос о нарушении чтения и письма у леворуких учащихся. Это нарушение не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Причины нарушений носят зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС). У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если к 4 годам ребёнок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. Переучивая леворукого ребёнка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи.
Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одарённости. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребёнка к школе
- Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- Положите обе ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному, начиная с мизинца, сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
- Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочерёдно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой.
- Зажмите карандаш средним и указательными пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.
- Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях.
- Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.
- Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
- Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмёрку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
- Прочитайте зеркально-поэтический текст:
Перевертень
Кони, топот, инок,
Но не речь, а чёрен он.
Идём, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз. Зов, и толп, и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.
В. Хлебников, 1912.
Используя кинезиологические упражнения, можно предотвратить дислексию и дисграфию, а также корректировать проблемы обучения чтению и письму. Они улучшают внимание, память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова Айгуль Ильясовна.