«Выбор профессии — залог успешной самореализации»

Артюхина О.Н. педагог-психолог ГБОУ Шенталинский ППМС-центр

 Клиент на приеме у психолога:

— Помогите, пожалуйста! Эта кошмарная работа сведет меня с ума!

— А чем Вы, собственно, занимаетесь?

-Ну, я сижу на складе, передо мной желоб и три ящика. По желобу скатываются апельсины, а я должен раскладывать их в ящики: большие — в первый, средние — во второй, а маленькие — в третий.

— Вроде непыльная у Вас работенка…

— Ах, что Вы, но эта ужасная проблема постоянного выбора!

 

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика — большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных. Но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в плоскости общественных работ.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). Началом этого процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (до 12 лет).

Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

В ГБОУ СОШ №2 ж-д. ст. Шентала педагогом-психологом ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский в течение года проводится диагностика профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

Цель данной диагностики — выявление профессиональных интересов учащихся, оказание помощи в выборе профессии. В мониторинге принимали участие учащиеся 8 -9 классов ГБОУ СОШ №2 ж-д ст. Шентала. Методика: «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель).

Данная диагностика определяет степень выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».

По результатам диагностической работы были проведены индивидуальные беседы-консультации  педагогом-психологом с учащимися 8-9 классов.

Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.

Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (училище, техникум, вуз). Это стадия профессиональной подготовки. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.

Есть два способа выбирать профессию. Один — метод «проб и ошибок», когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий — десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя — свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы — словом все то, что делает каждого человека индивидуальным.

Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку — и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.

Выбирать профессию можно тремя путями: всю жизнь учиться на своих ошибках – это самый трудный путь, учиться на чужих ошибках – это самый глупый путь, путем размышления – это самый благородный путь. Так будем же действовать самым благородным путем!

* * *

Педагог-психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский:   Артюхина О.Н.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *