Коррекционно-развивающая программа «В лабиринте внимания».

Дёкина Е.А. Педагог – психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области

По результатам проведения социопсихологического мониторинга состояния образовательной среды, психологического здоровья ГБОУ СОШ №1 ж.-д. ст. Шентала в первых классах были выявлены учащиеся имеющие низкие показатели уровня развития внимания. Одной из важнейших детерминант успешности учебной деятельности является умение учащегося произвольно удерживать внимание на предмете изучения в течение определенного временного промежутка.

Особую актуальность – проблема развития процесса внимания приобретает в младшем школьном возрасте, когда на первый план выдвигается произвольность всех свойств данного психического процесса.

Таким образом, своевременная организация и проведение  коррекционно-развивающей работы с этими учащимися  поможет скорректировать и нивелировать проблемы в развитии произвольного внимания, будет способствовать развитию основных свойств внимания у учащихся первых классов, повысит  общую школьную  успеваемость, а также

повысит уверенность в своих силах.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

 Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию.

В младшем школьном возрасте у учащихся  в  процессе  обучения качественно  изменяются, перестраиваются все познавательные процессы – внимание, память, восприятие. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация  особых действий контроля.

В процессе внимания человек тратит значительные ресурсы нервной системы на его удержание на объекте. Затраченные ресурсы могут существенно различаться по количественным показателям отдельных характеристик. Все эти характеристики, или свойства внимания, проявляются в течение разного времени и в различной степени. К числу основных свойств внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость,  переключаемость и распределение.

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо, он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, а также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость.

С целью коррекции произвольного внимания  у учащихся 1-х классов с октября 2018 года начата программа «В Лабиринте внимания».

Задачи  программы:

1. Коррекция и развитие основных свойств внимания(избирательности, объема, концентрации, устойчивости, переключаемости и распределения).

2. Развитие у учащихся умения выполнять задания  по инструкции.

3. Развитие волевой саморегуляции.

4. Развитие рефлексии.

Структура занятий: занятие включает в себя данные компоненты:

Ø введение в тему занятия: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

Ø основная часть: игры, упражнения, задания на коррекцию и развитие произвольного внимания, состоящие из шести заданий. В каждом задании две части. Первая  обозначается буквой – А, вторая – Б. Первая  часть предназначена для совместной работы взрослого и ребенка, вторая выполняется ребенком самостоятельно. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях.

Первые задания («графический диктант») направлены на формирование умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные длину и направление линий, ориентироваться на плоскости, придерживаться задаваемого темпа работы.

Вторые задания («корректурная проба») направлены на тренировку объема, концентрации и устойчивости внимания, скорости формирования простого навыка.

Третьи задания («продолжить ряд изображений») направлены на развитие умения осуществлять умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.

Четвертые задания («вставь пропущенную фигуру») по содержанию и методике идентичны третьим заданиям.

Пятые задания («третий лишний») направлены на развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку (форме, величине, направлению штриховки, ориентации на плоскости).

Шестые задания («матрицы»)  направлены на развитие  логического мышления и сообразительности.

Подведение итогов: рефлексия  результатов выполнения задания: оценка результатов своей работы, выбрав прямоугольник соответствующего цвета:

Ø Красный – получилось все отлично;

Ø Зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.

Ø Синий – был в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.

         Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка  внимание, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, то есть  накапливающий эффект.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Предполагается положительная динамика в развитии  произвольного внимания у учащихся  после проведения коррекционно-развивающих занятий.

 

Педагог-психолог

Е.А. Дёкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *