Коррекционно-развивающая программа «В лабиринте внимания».
Дёкина Е.А. Педагог – психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области
По результатам проведения социопсихологического мониторинга состояния образовательной среды, психологического здоровья ГБОУ СОШ №1 ж.-д. ст. Шентала в первых классах были выявлены учащиеся имеющие низкие показатели уровня развития внимания. Одной из важнейших детерминант успешности учебной деятельности является умение учащегося произвольно удерживать внимание на предмете изучения в течение определенного временного промежутка.
Особую актуальность – проблема развития процесса внимания приобретает в младшем школьном возрасте, когда на первый план выдвигается произвольность всех свойств данного психического процесса.
Таким образом, своевременная организация и проведение коррекционно-развивающей работы с этими учащимися поможет скорректировать и нивелировать проблемы в развитии произвольного внимания, будет способствовать развитию основных свойств внимания у учащихся первых классов, повысит общую школьную успеваемость, а также
повысит уверенность в своих силах.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию.
В младшем школьном возрасте у учащихся в процессе обучения качественно изменяются, перестраиваются все познавательные процессы – внимание, память, восприятие. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.
В процессе внимания человек тратит значительные ресурсы нервной системы на его удержание на объекте. Затраченные ресурсы могут существенно различаться по количественным показателям отдельных характеристик. Все эти характеристики, или свойства внимания, проявляются в течение разного времени и в различной степени. К числу основных свойств внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение.
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо, он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, а также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость.
С целью коррекции произвольного внимания у учащихся 1-х классов с октября 2018 года начата программа «В Лабиринте внимания».
Задачи программы:
1. Коррекция и развитие основных свойств внимания(избирательности, объема, концентрации, устойчивости, переключаемости и распределения).
2. Развитие у учащихся умения выполнять задания по инструкции.
3. Развитие волевой саморегуляции.
4. Развитие рефлексии.
Структура занятий: занятие включает в себя данные компоненты:
Ø введение в тему занятия: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
Ø основная часть: игры, упражнения, задания на коррекцию и развитие произвольного внимания, состоящие из шести заданий. В каждом задании две части. Первая обозначается буквой – А, вторая – Б. Первая часть предназначена для совместной работы взрослого и ребенка, вторая выполняется ребенком самостоятельно. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях.
Первые задания («графический диктант») направлены на формирование умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные длину и направление линий, ориентироваться на плоскости, придерживаться задаваемого темпа работы.
Вторые задания («корректурная проба») направлены на тренировку объема, концентрации и устойчивости внимания, скорости формирования простого навыка.
Третьи задания («продолжить ряд изображений») направлены на развитие умения осуществлять умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.
Четвертые задания («вставь пропущенную фигуру») по содержанию и методике идентичны третьим заданиям.
Пятые задания («третий лишний») направлены на развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку (форме, величине, направлению штриховки, ориентации на плоскости).
Шестые задания («матрицы») направлены на развитие логического мышления и сообразительности.
Подведение итогов: рефлексия результатов выполнения задания: оценка результатов своей работы, выбрав прямоугольник соответствующего цвета:
Ø Красный – получилось все отлично;
Ø Зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.
Ø Синий – был в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка внимание, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, то есть накапливающий эффект.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Предполагается положительная динамика в развитии произвольного внимания у учащихся после проведения коррекционно-развивающих занятий.
Педагог-психолог
Е.А. Дёкина