Повышение самооценки у учащихся средней школы
Волкова В.В. Педагог-психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области
В рамках коррекционно-развивающей программы «Уверенность», цель которой – развитие повышения самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознания, для учащихся среднего звена проводятся занятия с учащейся 6 «Б» класса.
Одним из блоков в программе «Уверенность» с целью повышения самооценки использовались арт – терапевтические упражнения. Основная цель арт — терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. А способностью любого творчества является некая сила, которая позволяет открывать все потайное, часто даже не выходящее на уровень сознания, и выносить его на поверхность. Терапия творческим самовыражением открывает самому себе все то, что долгое время скрывалось в душе, так сказать, рвало и мучило изнутри.
Упражнения арт-терапии, используя механизм сублимации, способствуют выходу внутреннего конфликта, вытесненных переживаний, освобождению от страхов, комплексов и зажимов.
В январе 2017 года с учащейся была проведено арт-терапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором».
Описание упражнения: для выполнения данного упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.
Девочка выбрала несколько материалов для работы: фантики, скрепки, цветная бумага, пластилин, картон, спички, скомканная бумага, нитка. После этого она выполнила композицию из этих материалов и рассказала, с чем ассоциируется каждый предмет в её композиции.
А в феврале 2017 года девочка-подросток выполнила коллаж на тему, «Какая я», который позволяет повысить самооценку, развить креативность, проявить оригинальность и уникальность личности .
Занятия по программе «Уверенность» с учащейся 6-го класса будут продолжены.
Педагог-психолог Волкова В.В.