Психология детского рисунка.
Е.В. Семёнова Педагог - психолог ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области
С точки зрения психодиагностики рисунок является одним из самых точных и достоверных источников информации, а рисунок ребенка является не искусством, а речью. Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все то, что чувствуют и замечают вокруг. Рисование дает ему возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить своими словами. Наиболее удачные образцы детского творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают ни какого значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе ребенка, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Нередко именно рисунок, сделанный ребенком, раскрывает родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях.
О чем может свидетельствовать рисунок:
· Уровень психического развития;
· Уровень эмоционального развития;
· Уровень психомоторного образа (выражается в затруднении формирования целостного образа);
· Недостаточность самоконтроля;
· Повышенная эмоциональная лабильность (частые смены настроения) или ригидность( застревание на одной эмоции);
· Тревожность как личностная черта;
· Страхи;
· Депрессивные тенденции;
· Особенности агрессии;
· Депрессивность;
· Экстравертивность (импульсивность);
· Степень аутизации (особая степень расстройства личности).
Так с чего же начинается детский рисунок. На ранних этапах развития ребенка, до 3-х лет – это черточки, линии, круги. Ребенок «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Позднее, к 4-м годам появляется замысел рисунка. В возрасте в 3,5 – 4 года объектом пристального внимания и изучения ребенка, становится человек.
Для анализа детского рисунка предлагаем несколько правил психологического истолкования рисунка «Моя Семья».
Детали рисунка могут рассказать нам о возрасте ребенка.
Ребенку предлагается нарисовать его семью, и чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Предоставить ему набор цветных карандашей и альбомный лист формата А4. Во время создания рисунка, ребенка торопить не стоит, и комментировать его рисунок в процессе рисования тоже не надо.
Когда он закончит свой семейный портрет, тогда уже самое время обратиться к нему с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты данные персонажи.
Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что содержание и качество рисунка зависит от возраста юного художника.
У 3-х летних детей, чаще всего человек выглядит как «головоног» т.е. тело и голова представляют собой единый кружок с ножками, так же может появиться рожица. Анализировать рисунок сточки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния лучше с 4-5 лет. Уже 4-м годам ребенок начинает изображать человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками.
На рисунке 5-тилетнего ребенка появляется голова, глаза, туловище, руки и ноги. К 6-ти годам добавляется ещё нос, рот и пальцы (их количество может не соответствовать реальному количеству пальцев).
К 7-ми годам юные художники уже не упускают такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематичном виде), руки и ноги начинают изображать двойными линиями. Обычно при оценке умственного развития ребенка ориентируются повыше перечисленным критериям.
Эмоции как способ оценки детского рисунка.
Далее перейдем к эмоциональной составляющей детского рисунка. Какие эмоции или ощущения взывает у вас данный рисунок? Попробуйте описать данный рисунок. Какой он? Используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».
Например, некоторые негативные определения.
Негармоничный, – — неспокойный по цвету, или сильно нагружен в некоторых частях рисунка, или в динамике персонажей.
Беспорядочный – хаотичный по расположению на листе.
Грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют.
Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.
При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Но не стоит сразу делать поспешных выводов по одному рисунку. Эмоциональные переживания ребенка обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.
Иерархия семьи.
Теперь обратим внимание на структуру семьи, необходимо сравнить её реальный состав, с тем который изображен ребенком на бумаге. Также отследить порядок расположения членов семьи, размер их фигур и их расположение на листе.
Первым и самым крупным, обычно изображаются члены семьи, наиболее значимые для юного художника. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. Далее на рисунке они изображают самого несимпатичного родственника. Рисунок в профиль или спиной свидетельствует о напряжённых отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи, это говорит о том, что эти дети не удовлетворены своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и совместных игр, а лучше – развлечений в компании других таких же детей.
Также важную роль при анализе детского рисунка играет то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, то чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате.
Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может таким образом говорить, о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга чем, то вроде перегородок или вообще помещает их в разные комнаты, это может свидетельствовать о проблемах в общении.
Размер изображенного члена семьи говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Если ребенок рисует кого то крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких.
Отсутствие на рисунке самого ребенка – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким. Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о тесных взаимоотношениях близких к ребенку людей или о его потребности в таких связях.
Линии, штрихи, детали.
Распространённым признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также отметить повышенную тревожность у ребенка.
Так же стоит обратить внимание на большие глаза членов семьи изображенных на рисунке ребенка, особенно если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, ребенок испытывает чувство страха.
Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще всего это встречается у девочек.
Также встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко, это говорит о том, что ребенок ощущает себя слабым и не верит в свои силы (низкая самооценка).
Ребенок изображает себя в открытой позе руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая, это говорит о его общительности и жизнерадостности. «Закрытая» поза руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая, скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.
И у мальчиков и у девочек можно заметить символы агрессивных поведений: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Они могут быть выражением защитной формы поведения.
Цветовая гамма.
Цвет передает определенные свойства характера и состояния человека. До 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и в последующем выбирается не случайно.
Швейцарский психолог Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.
Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
· Темно—синий – сосредоточенность, самоанализ.
· Зеленый – уравновешенность, настойчивость, безопасность;
· Красный – агрессия, возбудимость, сила воли;
· Желтый — оптимизм, любознательность;
· Фиолетовый – фантазия;
· Коричневый – медлительность, дискомфорт;
· Черный – подавленность, протест;
· Серый – безразличие, отстраненность, желание уйти.
Овладеть навыками интерпретации рисунка вы можете только в ходе практики. Тогда вы сможете сопоставить свое знание о них с информацией, полученной в ходе истолкования их рисунков. Только вот каждый человек, анализирующий рисунок, рассматривает его исходя из своего личного опыта или состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть специалист поможет вам разобраться!
Педагог-психолог ЦППМСП м.р. Шенталинский Е.В. Семёнова