Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции письменной речи детей

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Частая причина неуспеваемости в школе — несформированность определённых структур головного мозга, в результате чего ребёнок просто не справляется со школьной нагрузкой. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения. Они не только разовьют нужные психические функции, но и будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий.

 

  1. Развитие зрительного внимания отработка образа слова.

 «Лишние буквы». Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы. Степень искажения может быть разной. Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркнуть их, а затем прочитать текст.

 

Необходимо найти лишние буквы Р и Ж.

Боржья кожровржка,

Улежти нар жнебор,

Прринежси нам жхлержбар,

Чежрнорго и белоргож,

Тролькжо неж гжорежлогро.

А в этом тексте найти лишние буквы В и Н.

Сивнинчка, свининичнка,

Вонробьвю снествричнка,

Вноровбенй-ворнриншнка

Завлевз в амвнбаришнко

Клневанть пронсо

Тувпынм новсонм.

 

  1. Развитие умения устанавливать связи между общими и частными понятиями.

«От общего к частному». Предложите ребёнку расположить по трём колонкам слова так, чтобы слева было широкое понятие, а в центре и справа — более узкие понятия.

 

Шапка, меховая шапка, головной убор.

Посуда, чашка, кофейная чашка.

Сапоги, обувь, резиновые сапоги.

Мебель, полка, книжная полка.

Шариковая ручка, ручка, письменная принадлежность.

Коза, животное, домашнее животное.

Василёк, растение, полевой цветок.

Черника, ягода, лесная ягода.

Дикая птица, орёл, птица.

Продукт, сыр, молочный продукт.

Мясной продукт, продукт, котлета.

Транспорт, автомобиль, наземный транспорт.

Инвентарь, скакалка, спортивный инвентарь.

 

  1. Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объёма слухового восприятия.

«Посчитай буквы и слова». Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно. Педагог медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать, сколько слов в этом предложении.

 

Красивый рыжий кот сидел на подоконнике. (6 слов)

 

Затруднения у детей могут возникнуть при учёте предлогов.

Потом попросите ребёнка посчитать, сколько букв в каждом слове. Затем, например, назвать: какая вторая буква в слове «рыжий», а какая четвёртая? Какая третья буква с конца в слове «подоконнике»?

Далее ребёнок записывает это предложение в тетрадь и, подкрепляя анализ зрительно, ещё раз считает количество слов в предложении и количество букв в каждом слове. Количество слов в предложении нужно записать в скобках в конце предложения. Количество букв в каждом слове указать письменно над ним.

 

  1. Закрепление звукобуквенного анализа.

«Гусеница». Предложите ребёнку превратить заданное вами слово в гусеницу. Одна буква — один кружок в её тельце. Сколько букв в слове — такой длины и должна быть гусеница. Сначала ребёнок должен в уме посчитать количество букв в слове, потом нарисовать кружочки тела гусеницы, а затем вписать буквы в эти кружочки.

Усложнённый вариант: ребёнок вписывает буквы не с начала, а с конца слова (более сложный звукобуквенный анализ). Можно также попросить ребёнка раскрасить гусеницу: гласные буквы — красным цветом, согласные — синим.

 

  1. Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации.

«Волшебные квадраты». Предложите ребёнку посмотреть внимательно на два квадрата, расположенных перед ним. В первом квадрате буквы, а во втором — числа. Ребёнок должен находить числа по порядку и выписывать буквы, находящиеся на тех же местах в другой таблице. Если всё будет сделано правильно, получится предложение.

 

  1. Развитие мышления и речи.

«Четвёртый лишний». Предложите ребёнку найти в каждой строчке лишнее слово и объяснить свой выбор.

 

Хризантема, папоротник, незабудка, ирис (папоротник не цветок).

Роза, ландыш, тюльпан, гладиолус (ландыш не садовый цветок).

Корова, лошадь, лось, коза (лось не домашнее животное).

Канарейка, воробей, зяблик, синица (канарейка — домашняя птица).

Мышь, крыса, куница, хомяк (куница не грызун, а хищник).

Пихта, сосна, кедр, каштан (каштан не хвойное дерево).

Вишня, облепиха, крыжовник, клён (клён не плодовое растение).

Апельсин, лимон, мандарин, нектарин (нектарин не цитрусовый фрукт).

Саксофон, труба, гитара, флейта (гитара — струнный музыкальный инструмент).

Подосиновик, рыжик, мухомор, шампиньон (мухомор — несъедобный гриб).

Воробей, скворец, ворона, голубь (скворец — перелётная птица).

Лось, олень, рысь, заяц (рысь — хищное животное).

Автомобиль, трактор, автобус, троллейбус (троллейбус едет с помощью электричества).

Миксер, утюг, тостер, кофеварка (утюг не относится к кухонной технике).

Венера, Юпитер, Солнце, Сатурн (Солнце — звезда, а не планета).

Ока, Волга, Амазонка, Енисей (Амазонка — река Южной Америки, а не России).

Дельфин, касатка, акула, кит (акула — рыба, а остальные млекопитающие).

Яшма, янтарь, рубин, бирюза (рубин — драгоценный камень, а остальные полудрагоценные).

Кобра, эфа, удав, гюрза (удав не ядовитая змея).

 

  1. Развитие концентрации и распределения внимания.

«Чтение под стук». Педагог читает ребёнку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребёнок должен пересказать текст и назвать количество ударов.

Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10.

 

В деревне

Приехал Миша летом в деревню из города. Всё незнакомо. Вышел

во двор. А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе

петух сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел

на забор:

— Ку-ка-ре-ку!

Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт.

Такого в городе не увидишь.

 

  1. Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти.

«Запоминалочка». Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.

 

Улица.

Зелёная улица.

Зелёная улица с домиками.

Зелёная улица с красивыми домиками.

И т. д.

 

  1. Развитие зрительного внимания.

«Перепиши без ошибок». Является хорошей подготовкой к школьным работам по списыванию, так как набор букв абсолютно бессмысленный. Это заставляет чаще смотреть на образец, вместо того чтобы записывать по памяти, что может привести к неправильному додумыванию.

 

АЛШЩМВУЛ, ШДМКВР, АТЬДЗ, СВВРОЛЖЖ, ЯЦЪУСЖЭ,

ФЛЦУЬСЧИМЕ, ГБЮЙДОЩ, ВУЛОАКТС

 

  1. Развитие речи, увеличение скорости реакции, отработка звукобуквенного анализа. Расширение словарного запаса.

«Кто быстрей?» Дети одновременно и как можно быстрее записывают слова, которые начинаются на загаданную заранее букву. Даётся 1 минута. Побеждает тот, у кого получилось больше слов.

«Сократ». По команде дети начинают записывать названия города, животного, дерева, которые начинаются на букву «С». Даётся 1-2 минуты. Потом нужно перейти к букве «О» и т. д. Можно использовать один или несколько экземпляров таблицы. Выигрывает тот, кто заполнил все графы в своей таблице.

 

  1. Развитие внимания, его распределения и концентрации.

«Корректурная проба». Ребёнку даётся набор букв или цифр, который можно заранее набрать на компьютере и распечатать. Уровень сложности зависит от возраста и подготовленности ребёнка: от двух строк до целого листа формата А4.

 

  1. Закрепление образа букв, развитие образного восприятия.

«Испорченные буквы». Ребёнок должен дописать недостающие элементы букв и восстановить слово.

 

  1. Развитие слогового анализа и акустического восприятия.

«Собери слово». Педагог называет несколько слов. Ребёнок должен взять от каждого слова первый слог и объединить эти слоги. Если всё сделать правильно, получится новое слово.

 

  1. Развитие фонематического слуха, акустического внимания, проработка правил использования мягкого знака.

«Мягкость и мягкий знак». Ребёнок должен записывать цепочку слогов, которые диктует педагог. Слоги даются трёх видов: твёрдый согласный с гласной; мягкий согласный с гласной; слог с разделительным мягким знаком. Дети часто при письме под диктовку не слышат разницы между, например, «пю» и «пью» и могут пропустить мягкий знак. Бессмысленный набор слогов услышать, запомнить и записать гораздо осмысленное предложение, т. е. дети учатся на слух определять разницу в написании, а не просто вспоминать начертание слова.

       Также можно попросить ребёнка записывать слоги в три столбика по указанным признакам: «В первый столбик пиши слоги с мягким знаком, во второй — без него, в третий — слоги с твёрдым согласным».

 

бю-бью-бу

бя-бэ-бе

де-дье-ди

ду-ту-ти-тье

ме-мю-мью-мя

ка-га-ки-ги-кья

пи-пе-пью-пю-пя-пья

рю-рэ-ре-ря-рья-ри

 

  1. Развитие непроизвольного внимания.

«Хитрые слова». На листе бумаги пишется пять-семь несложных слов.

Предложите ребёнку как можно быстрее посчитать, сколько букв в каждом слове. Далее ребёнок должен назвать слова, которые были написаны. Обычно дети не могут это вспомнить, так как их не просили прочитать слова. Но непроизвольно ребёнок должен был запомнить хотя бы несколько слов.

 

  1. Развитие мышления, речи.

«Составь предложение». Даны четыре буквы. Ребёнок должен придумать предложение, в котором каждое слово начинается на одну из этих букв. Можно добавлять предлоги. Нужно использовать все буквы. Количество букв может быть любым.

«Дополни быстро». Педагог диктует слоги, а ребёнок должен как можно быстрее дополнить слог до слова. Очень хорошо, когда ребёнок придумывает не односложные слова (но — нос), а многосложные (но — носорог).

 

  1. Развитие речи, мышления, воображения.

«Сочинение по опорным словам». Ребёнок должен прочитать слова, а потом придумать и записать историю, используя эти слова.

 

  1. Кошка, спать, подоконник, цветок, рыжая, пушистая, красивая, мышь,

увидеть, притаиться, серенькая, маленькая, выскочить, норка, ловить.

  1. Мальчики, голубь, крыло, сломано, пожалеть, гулять, парк, бинтовать, лечить, велосипеды, принести, серый.
  2. Дима, Гриша, каникулы, бабушка, дедушка, лето, деревня, рыбалка, карп, грибы, лес, зелёный, кустарники, ягоды, молоко, сеновал, сено, корова, косить.
  3. Саша, дядя, лес, взяли, собака Тришка, пошли, кусты, птицы, бросилась, клубок, укололась, побежал, тропинка, отскочила, ёж, шуршание, пение, завыла, норка.

 

Примерный вариант текста

 

Красивая рыжая пушистая кошка спала на подоконнике рядом с цветком. Вдруг кошка проснулась из-за шороха, который доносился из угла комнаты. Маленькая серенькая мышь выглядывала из норки. Кошка увидела мышь и притаилась. Мышь выскочила на середину комнаты. Кошка спрыгнула и принялась ловить мышь. Но мышка оказалась проворнее, чем кошка. Она быстро заскочила обратно в норку. Кошка осталась ни с чем.

 

  1. Преодоление аграмматизмов и развитие речи.

«Придумай окончание рассказа». Ребёнок должен вставить пропущенные окончания в словах и придумать концовку рассказа.

«Допиши окончания слов». Предложите ребёнку прочитать словосочетания и дописать окончания прилагательных.

 

  1. Развитие внимания самоконтроля, снятие импульсивности.

«Закодируй букву».

Вариант 1

Предложите ребёнку переписать данный текст в тетрадь, но вместо буквы «а» ставить прочерк. Буква может быть любой.

 Вариант 2

Ребёнок читает отрывок текста, в котором буква уже заменена прочерком, и по ходу чтения вставляет букву обратно.

 

  1. Развитие внимания, закрепление звукобуквенного анализа, развитие слуховой памяти.

«Цифровой диктант». Педагог медленно диктует предложения. Ребёнок должен посчитать в уме и записать количество букв в каждом слове этого предложения.

 

Птицам холодно зимой (6, 7, 5).

Рядом с нашим домом красивый парк (5, 7, 5, 5, 8, 4).

 

  1. Развитие зрительного внимания отработка слоговой структуры слова.

«Найди слог». Попросите ребёнка найти в каждой строчке одно слово с заданным слогом и обвести его в кружок.

 

  1. Развитие зрительной памяти, внимания, навыка работы с текстом.

«Верни «сбежавшие» слова». Ребёнок один раз читает небольшой текст. После этого ребёнку даётся этот же текст, но с пропущенными словами. Нужно вписать или вставить устно «пропавшие» слова.

 

  1. Развитие концентрации и распределения внимания.

Ребёнок должен вычеркнуть в строке буквы, которые не повторяются.

 

СРКМДУАЛВСЖКФДУЭМАРВ (Л, Ж, Ф, Э)

 

  1. Понимание частей речи, автоматизация словообразования.

Дайте ребёнку существительное и попросите «превратить» его в прилагательное, а затем в глагол. Например: глупость — глупый — сглупить.

 

  1. Отработка и закрепление понятия о частях речи в предложении: имени существительном, глаголе, прилагательном.
  2. Ребёнок читает или слушает различные прилагательные, список которых даётся ниже. А затем к каждому прилагательному подбирает подходящее существительное:

— домашний, кленовый, высокий, внимательный, нежный, холодный, сочный, твёрдый;

— спортивный, удобный, бумажный, ароматный, небесный, городской, весёлый, узкий;

— быстрый, сердитый, широкий, верный, грязный, безобразный, извилистый,

металлический, тонкий, морской, больной, тихий, красивый, пластмассовый, меховой;

— ласковый, детский, свирепый, фарфоровый, разноцветный, кудрявый, мягкий;

— прекрасный, цветной, светлый, худой, интересный, мокрый, ясный, школьный, липкий;

— молодой, сладкий, свежий, разнообразный, глубокий, густой, вкусный, опрятный, новый, кислый.

  1. Задание аналогичное, но ребёнок подбирает уже прилагательные к существительному.

Также можно попросить подобрать к некоторым существительным подходящий по смыслу глагол. Например: одеяло — укрываться, диван — сидеть, магазин — покупать,

ножницы — резать и т. д.

 

«Работа с текстом»

 

  1. Вставь подходящие по смыслу существительные.

Под крышей было … ласточки. Хозяев в нём уже не было. Почуяв

приближение … , они улетели. Прошла …. А в конце … пара красивеньких …

прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. … закипела.

Ласточки носили … из ближнего ручья. Потом … стали таскать в гнездо то

пух, то … , то стебельки… Прошло ещё несколько … , и уже только одна

ласточка стала вылетать из … . Недели через три из гнезда стали выглядывать

крошечные … . Целыми днями заботливые птички носились по … и ловили

мух, … , … . Как неутомимо добывали … своим деткам!

(По К. Ушинскому)

 

  1. 2. Вставь подходящее по смыслу прилагательные.

После … знойного лета наступила … осень. По опушкам лесов ещё растут …

грибы. На … больших пнях жмутся к друг дружке … опёнки. На … болотах

ожерельем рассыпана … клюква. Воздух … и … . На дне … ручья виден

каждый камешек. По … небу бегут … облака. В … дни многие птицы

готовятся к отлёту. В … путь отправляются … гуси, покидают … болота …

журавли.

  1. Вставь подходящий по смыслу глагол.

Как-то мы с мамой … в лес за земляникой. Земляники в тот год … очень много.

Она … прямо за деревней. День … по-летнему солнечный, жаркий. Только мы

подошли к лесу, вдруг … синяя тучка и из неё … частый крупный дождь.

Дождевые капли … на землю, тяжело … о листья. Они … на траве, на ветвях

деревьев. В каждой капле … солнце. Но вдруг дождик внезапно … . Я … вверх.

Там, через всё небо, разноцветной дугой … радуга.

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]