Профилактика и коррекция дисграфии для дошкольников и младших школьников

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Дисграфия – это нарушение письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания.  

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.   

Эти упражнения подходят для выполнения детьми дошкольного и школьного возраста:

  • Возьмите незнакомую для ребёнка книгу со средним шрифтом и дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву. Например, С или П, О или А и т.д.
  • Усложните задание: пусть ребёнок ищет конкретную букву и подчёркивает её, а букву, следующую за ней, – обводит или зачёркивает.
  • Предложите ребёнку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребёнку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух всё, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом подчёркивать те буквы, звукам которых не уделяется внимание при произношении. Например, мы говорим: «На стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «На стОле стОит чашка с мОлОком». Именно эти буквы надо подчеркнуть. Это же касается дописывания и чёткого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Ребёнок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребёнку отличия между твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребёнка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребёнок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

Советы и рекомендации родителям

  • Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
  • Не заставляйте ребёнка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Обстановка должна быть спокойной, ребёнка ничто не должно отвлекать.
  • Подбирайте задания в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка.
  • В случае затруднений помогайте ребёнку, но не выполняйте задания сами.
  • Не учите ребёнка иностранным словам, если он ещё не готов к этому психологически.
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и чётче.
  • Не повторяйте за ребёнком слова и фразы, которые он произносит неправильно.
  • Не забывайте для письма подбирать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, так как они массируют кончики пальцев, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.
  • Оказывайте психологическую поддержку ребёнку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все».
  • Никогда не ругайте ребёнка за ошибки.
  • Поощряйте и хвалите ребёнка за любые, даже самые незначительные успехи.
  • Для младших школьников давайте задания на формирование грамматики и развитие лексикона, мышление, память, пространственного и слухового восприятия в игровой форме.
  • Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребёнку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами.

 

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Обучение ребёнка чтению и письму должно быть взаимосвязано со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Профилактика и коррекция дисграфии для дошкольников и младших школьников

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *