Игры для преодоления нарушения слоговой структуры слов у младших школьников
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Среди разнообразных нарушений речи у младших школьников одним из наиболее трудных для устранения является нарушение слоговой структуры слов. Например, сокращение слога (моциклист — мотоциклист), опускание гласной (пинино — пианино), увеличение числа слогов за счёт вставки гласных (мололоко — молоко), перестановка слогов (аклавангист — аквалангист), перестановка звуков соседних слогов (моцотыкл — мотоцикл), сокращение стечений согласных (тол — стол), вставки согласных в слог (лампта — лампа),
смешение элементов слов (в холодильнице — в холодильнике и хлебнице).
Успешнее справиться с этой задачей помогут занятия в виде игр.
«Есть или нет?»
Ход игры.
Взрослый предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А <луна>?
Речевой материал:
луна, луна, сова,
Сова, лапа, лапа, пила,
Пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.
Картинный материал:
луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.
«Бывает – не бывает?»
Ход игры.
Взрослый предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»
Примерный речевой материал:
басака — собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан — телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.
«Найди слово»
Ход игры.
Взрослый предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: < лисак>. Покажите подходящую картинку»
Речевой материал:
а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;
б) перестановка слогов/звуков: мотолок — молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;
в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.
Картинный материал:
лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.
«Закончи слово»
Ход игры.
Взрослый предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<бума…>, <забо…>».
Речевой и картинный материал:
а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:
бума…(га), забо… (ры), руба…(ха), пана…(ма), маши…(на),
соба…(ка), газе…(та), лопа…(та), часи…(ки), бана…(ны),
раду…(га), моло…(ко), воро…(на), соро…(ка), коро…(ва),
доро…(га), топо…(ры), мали…(на), каче…(ли), ряби…(на),
бере…(за), мага…(зин), поми…(дор), беге…(мот), теле…(фон),
васи…(лек), коло…(бок), коше…(лек), паро…(ход), пуго…(вица),
гусе…(ница), Бура…(тино), поми…(доры), само…(леты),
само…(каты), бара…(баны), оде…(яло);
б) слова со стечениями согласных звуков:
коф…(та), пал…(ка), бел…(ка), вет…(ка), бан…(ка), пол…(ка),
лам…(па), руч…(ка), мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка), свеч…(ка),
конфе…(та), каран…(даш), картош…(ка), стака…(ны),
подуш…(ка), ромаш…(ка), букаш…(ка);
в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков:
но…(га), ли…(са), ли…(цо), лу…(на), лу…(жа), ту…(ча), ру…(ка),
но…(ты).
«Угадай начало слова»
Ход игры.
Взрослый предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<…бина, …тошка, …шонок>».
Речевой материал: (ду)…бина, (кар)…тошка, (ры)…балка, (ка)…бина, (бо)…тинки, (бу)…тылка, (жур)…налы, (ска)…калка, (мы)…шонок, (ко)…тенок, (зай)…ченок, (те)…ленок, (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;
(дуби)…на, (картош)…ка, (ры-бал)…ка, (каби)…на, (ботин)…ки, (бутыл)…ка, (жур-на)…лы, (скакал)…ка, (мышо)…нок, (коте)…нок, (зайчо)…нок, (теле)…нок, (но)…га, (ли)…са, (ли)…цо, (лу)…на, (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.
Картинный материал:
нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.