Игры для преодоления нарушения слоговой структуры слов у младших школьников

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Среди разнообразных нарушений речи у младших школьников  одним из наиболее трудных для устранения является нарушение слоговой структуры слов.  Например, сокращение слога (моциклист — мотоциклист), опускание гласной (пинино — пианино), увеличение числа слогов за счёт вставки гласных (мололоко — молоко), перестановка слогов (аклавангист — аквалангист), перестановка звуков соседних слогов (моцотыкл — мотоцикл), сокращение стечений согласных (тол — стол), вставки согласных в слог (лампта — лампа),
смешение элементов слов (в холодильнице — в холодильнике и хлебнице).
Успешнее справиться с этой задачей помогут занятия в виде игр.

«Есть или нет?»

Ход игры.

 Взрослый предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А  <луна>?  

Речевой материал:

 луна, луна, сова,

Сова, лапа, лапа, пила,

Пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.

Картинный материал:

луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

«Бывает – не бывает?»

Ход игры.

 Взрослый  предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»

Примерный речевой материал:

 басака — собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан  — телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.

«Найди слово»

Ход игры.

Взрослый  предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: < лисак>. Покажите подходящую картинку»

Речевой материал:

а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;

б) перестановка слогов/звуков: мотолок — молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;

в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.

Картинный материал:

 лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

«Закончи слово»  

Ход игры.

Взрослый  предлагает детям рассмотреть ряд из двух  (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

 «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<бума…>, <забо…>».

Речевой и картинный материал:

    а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:

        бума…(га),  забо… (ры),  руба…(ха),  пана…(ма),  маши…(на),

         соба…(ка),  газе…(та),  лопа…(та),  часи…(ки),  бана…(ны),

         раду…(га),  моло…(ко),  воро…(на),  соро…(ка),  коро…(ва),

         доро…(га),  топо…(ры),  мали…(на),  каче…(ли),  ряби…(на),

        бере…(за),  мага…(зин),  поми…(дор),  беге…(мот),  теле…(фон),

         васи…(лек),  коло…(бок),  коше…(лек),  паро…(ход), пуго…(вица),

        гусе…(ница),  Бура…(тино),  поми…(доры),  само…(леты),

        само…(каты),  бара…(баны),  оде…(яло);

   б) слова со стечениями согласных звуков:

         коф…(та),  пал…(ка),  бел…(ка),  вет…(ка),  бан…(ка),  пол…(ка),

         лам…(па),  руч…(ка),  мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка), свеч…(ка),

         конфе…(та),  каран…(даш),  картош…(ка),  стака…(ны),

          подуш…(ка),  ромаш…(ка),  букаш…(ка);

   в)  слова из двух слогов без стечений согласных звуков:

         но…(га),  ли…(са),  ли…(цо),  лу…(на),  лу…(жа),  ту…(ча),  ру…(ка),

          но…(ты).

«Угадай начало слова»

Ход игры.

   Взрослый  предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция:

«я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<…бина,  …тошка, …шонок>».

Речевой материал: (ду)…бина,  (кар)…тошка,  (ры)…балка, (ка)…бина,  (бо)…тинки,  (бу)…тылка, (жур)…налы,   (ска)…калка,  (мы)…шонок,  (ко)…тенок,   (зай)…ченок,   (те)…ленок,  (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;

 (дуби)…на,  (картош)…ка,  (ры-бал)…ка,  (каби)…на,   (ботин)…ки,   (бутыл)…ка,  (жур-на)…лы,   (скакал)…ка, (мышо)…нок,  (коте)…нок,  (зайчо)…нок,  (теле)…нок,  (но)…га,  (ли)…са, (ли)…цо,  (лу)…на,   (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.

Картинный материал:

нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок,  журналы,  котенок,  скакалка,  мышонок,  батарейка,  пистолеты,  автобусы,  поросенок.

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]