Памятка для воспитателей по развитию связной речи у дошкольников
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Типы монологической речи:
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Рассказ бывает описательный и сюжетный.
Виды описательного рассказа:
- сравнительный;
- объяснительный.
Виды сюжетного рассказа:
- рассказ по восприятию;
- рассказ по памяти;
- рассказ по воображению.
Обучение пересказу детей трёхлетнего возраста
- Воспроизведение педагогом хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий.
- Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности.
- Повторение ребёнком за педагогом каждого предложения из текста или нескольких слов из предложения.
Обучение пересказу детей пяти-шести лет
- Вводная беседа.
- Выразительное чтение текста педагогом без установки на запоминание.
- Беседа по содержанию и форме текста.
- Составление плана пересказа.
- Повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание.
- Пересказ текста детьми.
- Оценка детского пересказа.
Обучение рассказу детей четырёхлетнего возраста
- Подготовка к эмоциональному восприятию картины.
- Рассматривание картины в целом.
- Вопросы к картине педагога.
- Образец рассказа по картине педагога.
- Рассказы детей.
Обучение рассказу детей пяти-шести лет
- Подготовка к эмоциональному восприятию картины.
- Лексико-грамматические упражнения по теме занятия.
- Рассматривание картины в целом.
- Вопросы педагога по содержанию картины.
- Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми.
- Рассказ по картине сильного ребёнка.
- Рассказы нескольких детей.
- Оценка каждого рассказа детьми с комментариями педагога.
Обучение рассказу-описанию детей четырёхлетнего возраста
- Рассматривание игрушки.
- Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею.
- Образец рассказа педагога.
- Рассказ сильного ребёнка по опорным вопросам педагога.
- Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога.
- Оценка детских рассказов педагогом.
Обучение рассказу-описанию детей пяти-шести лет
- Лексико-грамматические упражнения.
- Рассматривание объекта описания.
- Составление педагогом вместе с детьми подробного плана рассказа, выкладывание зрительной символической схемы.
- Рассказ сильного ребёнка.
- Рассказы 4-5 детей об объекте.
- Оценка рассказов педагогом.
Творческий рассказ
- Придумывание продолжения и завершения рассказа.
- Придумывание рассказа или сказки по плану педагога.
- Придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом.
- Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.