Памятка для воспитателей по развитию связной речи у дошкольников

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Типы монологической речи:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

Рассказ бывает описательный и сюжетный.

Виды описательного рассказа:

  • сравнительный;
  • объяснительный.

Виды сюжетного рассказа:

  • рассказ по восприятию;
  • рассказ по памяти;
  • рассказ по воображению.

Обучение пересказу детей трёхлетнего возраста

  • Воспроизведение педагогом хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий.
  • Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности.
  • Повторение ребёнком за педагогом каждого предложения из текста или нескольких слов из предложения.

Обучение пересказу детей пяти-шести лет

  1. Вводная беседа.
  2. Выразительное чтение текста педагогом без установки на запоминание.
  3. Беседа по содержанию и форме текста.
  4. Составление плана пересказа.
  5. Повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание.
  6. Пересказ текста детьми.
  7. Оценка детского пересказа.

Обучение рассказу детей четырёхлетнего возраста

  1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины.
  2. Рассматривание картины в целом.
  3. Вопросы к картине педагога.
  4. Образец рассказа по картине педагога.
  5. Рассказы детей.

Обучение рассказу детей пяти-шести лет

  1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины.
  2. Лексико-грамматические упражнения по теме занятия.
  3. Рассматривание картины в целом.
  4. Вопросы педагога по содержанию картины.
  5. Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми.
  6. Рассказ по картине сильного ребёнка.
  7. Рассказы нескольких детей.
  8. Оценка каждого рассказа детьми с комментариями педагога.

Обучение рассказу-описанию детей четырёхлетнего возраста

  1. Рассматривание игрушки.
  2. Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею.
  3. Образец рассказа педагога.
  4. Рассказ сильного ребёнка по опорным вопросам педагога.
  5. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога.
  6. Оценка детских рассказов педагогом.

Обучение рассказу-описанию детей четырёхлетнего возраста

Обучение рассказу-описанию детей пяти-шести лет

  1. Лексико-грамматические упражнения.
  2. Рассматривание объекта описания.
  3. Составление педагогом вместе с детьми подробного плана рассказа, выкладывание зрительной символической схемы.
  4. Рассказ сильного ребёнка.
  5. Рассказы 4-5 детей об объекте.
  6. Оценка рассказов педагогом.

Обучение рассказу-описанию детей пяти-шести лет

Обучение рассказу-описанию детей пяти-шести лет

 

Творческий рассказ

  1. Придумывание продолжения и завершения рассказа.
  2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога.
  3. Придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом.
  4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]