Нейроигры в коррекционной работе

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Нейропсихологические упражнения – это эффективная методика, которая позволяет без медикаментов помочь детям при некоторых видах нарушений.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

Благодаря этим упражнениям повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, речь, облегчается процесс обучения чтению и письму.

  1. «Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке сначала каждой рукой отдельно, а затем вместе. При этом адаптируем её для автоматизации звуков.
  2. «Двойные рисунки». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки сразу двумя руками одновременно.
  3. «Кулак – ребро – ладонь». Используем эту игру для развития фонематического восприятия или для дифференциации звуков.
  4. «Ассоциация». Бросая мяч ребёнку, назовите любое слово, например, «медведь». Он должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например, «лохматый, берлога, спячка, мёд».
  5. «Зеркало». Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками и ногами, подключайте голову, язык и т.д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.
  6. «Тарелки-ловушки». Играют двое участников, бросая друг другу мяч и выполняя определённую словесную инструкцию. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

Игры на мозжечковую стимуляцию

Эти игры помогают совершенствовать функции мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребёнка.

  1. Игры с мячами (обычными, прыгунами) и мешочками:

– перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

– передачу соседу и наоборот (игры «Скажи наоборот», «Один – много»);

– перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Основные виды движений с одним мячом или мешочком:

– броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;

– броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске и ловле мяча; с хлопками.

Используем эти упражнения на автоматизацию звуков, «Живое – неживое», «Летает – не летает». Например, на звук Ш отбивать правой рукой мячик, на звук Ж – левой.

Также существуют нейротренажёры, как нейроскакалка, нейровосьмёрка и балансировочная доска. Тренажёры развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Упражнения и игры на зрительное восприятие

  1. Корректурные пробы с фигурами и буквами. Цель – формирование правильного восприятия и ориентировки на листе бумаги: слева направо и сверху вниз.
  2. Раскраски с буквами.
  3. Аппликация и лепка с буквами.
  4. Выкладывание букв из камешков, палочек, верёвочек.
  5. Работа с зашумлёнными картинками, узнавание зашумлённых букв.
  6. Какая буква получится из частей? (карточки с элементами букв)
  7. Игра «Дорисуй букву».

Варианты работы с зашумлёнными рисунками

  1. Найди и выдели среди овощей фрукт (среди фруктов – овощ).
  2. Найди и выдели среди домашних животных дикого животного (среди диких животных – домашнего).
  3. Найди и выдели заданную цифру и букву.
  4. Найди и назови картинки со звуком … .

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:

  • называть, обводка, штриховка, раскрашивание красками, фломастерами, карандашами, мелками;
  • с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем ПВА, затем посыпаем манной крупой или песком);
  • вырезать силуэт с помощью ножниц.

Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.

 

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]