Как запомнить графическое изображение букв?
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Многие дети прекрасно называют алфавит, но самостоятельно найти букву, изображённую на картинке, не могут. И всё потому, что графический образ буквы для них – это сложное абстрактное понятие. Справиться с этой задачей вам помогут игры.
Игры для запоминания графического изображения букв
1.«Азбука упала»
У детей карточки с неправильным изображением букв. Зачитываем стихотворение:
«Что такое? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
И ударилась немножко».
Задание:
– Соберите буквы и напишите их правильно.
2.«Буквы спрятались»
Учим детей находить начертания букв.
Задание:
– Буквы спрятались, их необходимо отыскать и записать на доске.
3.«Письмо на ладошке»
Дети разбиваются на пары. Водящий пишет на ладони другого ребёнка –«листа» букву пальцем. Угадывающий стоит с закрытыми глазами.
4.«Найди ошибку»
На доске неправильно изображённые элементы букв. Указываем ребятам на доску и говорим:
– Буратино допустил несколько ошибок, когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.
5.«Реклама буквы»
Готовим медальоны с буквами и даём задание:
– Прорекламируйте свою букву на своём медальоне по следующей схеме:
- название буквы;
- из каких элементов состоит;
- на что похожа;
- какие слова с неё начинаются. Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва), в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных (азбука, алфавит).»
6.«Да-нетка с алфавитом»
Взрослый показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны её отгадать, задавая вопросы по местонахождению буквы. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».
Примерные вопросы:
– Эта буква находится в первом ряду?
– Между О и Р?
7.«Зашифрованная буква»
Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. По команде они берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1 – 5, 2 – 3 и т.д.
8.«Выложи букву из палочек и фасоли»
9.«Заморозь букву»
Дети лепят буквы из пластилина. Затем одному ребёнку завязываем глаза. Все буквы переворачиваем, поворачиваем вверх тормашками и просим ребёнка «заморозить» букву, дотронувшись до неё рукой и правильно её назвав.
10.«Разрезные буквы»
На картоне печатаем буквы. Затем каждую из них разрезаем на 3 или 4 (5-6) части. Ребёнок должен их восстановить.
11.«Найди букву»
Для этой игры потребуются нарисованные (напечатанные) буквы от А до Я и рисунки, предметы, похожие на буквы.
Ребёнок смотрит на рисунок (предмет) и угадывает, какая же буква в нём спряталась. Затем взрослый показывает любую букву и просит ребёнка найти рисунок, похожий на эту букву.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.