При каких расстройствах развития речи нужен невролог?

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Развитие речи может проходить с нарушениями, как незначительными, с которыми дети справляются сами или при помощи логопеда, так и выраженными. Запись к неврологу необходима при подозрении на следующие расстройства речи у ребёнка:

  • дизартрию, которая выражается невнятной, «смазанной» речью, родители часто жалуются, что у ребёнка «каша во рту». В основном, дизартрия проявляется в стёртой форме и является следствием внутриутробного кислородного голодания или гипоксии при родах. Причина ошибок звукопроизношения и интонационных искажений – в нарушении связи между головным мозгом и артикуляционными мышцами, которая сложно корректируется одними только упражнениями, или не корректируется вовсе;
  • алалию, которая проявляется как следствие системного недоразвития речи из-за недостаточного развития речевых центров в коре головного мозга. Причины алалии могут быть врождёнными или приобретёнными из-за болезней в доречевом периоде;
  • афазию, частичную или полную утрату речи из-за локального поражения речевых зон. В отличие от алалии, при которой сохранено понимание обращённой речи, при афазии понимание также утрачивается. Патология выражается в распаде уже утраченных речевых навыков, поэтому с подозрением на подобный диагноз рекомендуется запись к неврологу не ранее 3-4 лет ребёнка.

Самое важное – не упустить важный период развития. Очень часто родители затрачивают много сил, времени, денег, нагружая детей разнообразными развивающими занятиями, а прогресс небольшой или вообще отсутствует. В таких случаях важно остановиться и направить драгоценное время на комплексную коррекцию, помощь логопеда и выполнение назначений по итогам записи к неврологу и диагностики причин. Необходимо выявить все причины и возможные последствия.

Развитие речи – только часть общего психоневрологического и социального комплекса навыков.  Иногда родителей беспокоит только отклонение от возрастных норм в речи ребёнка, а другие тревожные признаки проходят незамеченными или списываются на «характер» малыша.

Взрослые приводят ребёнка к логопеду с запросом на исправление звукопроизношения, скудность речи, а специалист видит, что корни проблемы находятся в иной сфере, и рекомендует запись к неврологу. Нарушения развития речи могут быть спровоцированы органическими патологиями центральной нервной системы, развивающимися из-за токсикоза, болезней матери во время вынашивания, гипоксии плода, травм и инфекций ребёнка и т. д.

При органических патологиях даже длительные занятия у логопеда и выполнение всех его рекомендаций могут не приносить желаемого результата. В таких случаях запись  к неврологу поможет выявить причину, а соблюдение назначений врача – увидеть долгожданный прогресс.

 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]