Как научить считать ребёнка с синдромом Дауна

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

У обычных первоклассников нередко возникают проблемы с правильным и чётким написанием цифр. У детей с синдромом Дауна эти трудности могут продолжаться дольше. Поэтому важно предоставить им возможность познакомиться с цифрами и освоить их до того, как они сами смогут их писать.

Деанна Хорстмайер применяет следующий приём: ещё до того, как она учит детей с синдромом Дауна называть, то есть распознавать цифры, она учит их запоминать и сравнивать внешний вид цифр как обычных фигур.

Также в работе она опирается на метод Яна Олсена, предлагавшего писать цифры в упрощённом виде, а именно: единицу, как простую вертикальную черту, четвёрку – не замыкая её сверху, а шестёрку – с прямой «спинкой». При этом большинство цифр мы начинаем писать одинаково, с верхнего левого угла клеточки – детям с синдромом Дауна так легче запомнить, как их писать.

У многих детей, включая детей с синдромом Дауна, возникают трудности при изучении математики.  На помощь родителям и педагогам приходит программа Нумикон, которая имеет доказанную эффективность в обучении.

Начинать работать с Нумикон нужно как можно скорее, но ребёнок к этому должен быть подготовлен. Развиваем мышление через внимание, память и логику.

На первом этапе (сенсорном)

На первом этапе (сенсорном) преобразуем математику в игру и важно задействовать все органы чувств.

Основная задача – освоить формы, запомнить их имена – Один, Два, Три и т.д.

Практические советы

  1. Сюжетные игры. Формы становятся героями сказок, игр, театра. Один идёт в гости к Два, Три съезжает с горки, Пять гуляет с Семь. Из подручных средств делаем домики, в которых будут жить наши герои или транспорт, в котором они будут путешествовать. А также формы могут «оживать» на рисунках ребёнка.
  2. Заполняем пространство: делаем квадрат, используя один набор от 1 до 10, заполняем формами уже заранее подготовленный рисунок, складываем формы в коробочку.
  3. Выкладываем и чередуем узоры из форм и счётных трубочек. Можно воспользоваться примерами рисунков, которые есть в наборах Нумикон или подключать фантазию и создавать свои изображения.
  4. Сортируем формы по цвету и по разным ёмкостям.
  5. Готовим печенье и потом съедаем его.
  6. Прячем формы под подушку, в мешочек, носки, песок, крупы, воду. Затем достаём, угадываем на ощупь. Каждому ребёнку может подойти разный тактильный материал.
  7. Обводим, отбиваем на кинетическом (формовочном) песке, пластилине, глине. Купаем в ванне, бассейне.
  8. Строим башни, высотные дома, лестницы.
  9. Чтобы ребёнку было интереснее, добавляем к играм и занятиям стишки, песенки, считалки. А также меняем игры. Возможностей множество и это всё прекрасно работает.

 

На сенсорном  периоде нужно задержаться минимум на 3 месяца. Кроме игр, счёт используем в быту, на прогулках, во время путешествий, в очередях и тому подобное.

На втором этапе выстраиваем числовой ряд, сопоставляем с цифрами, разбираем числовой ряд. На этом этапе постоянно всё озвучиваем, обсуждаем, повторяем.

Практические советы

Повесить на стену (но не около рабочего стола) числовую ленту и постоянно ею пользоваться. Её можно сделать самостоятельно или использовать из набора Нумикон.

Числовая лента

  1. Строим числовой ряд в виде ступенек. Перечисляем его в прямом и обратном порядке. Для этого тоже придумываем интересный рассказ или игру – зайчик прыгает по ступенькам, космонавт летит на Луну.
  2. Соединяем Нумикон с числами. Продолжаем использовать сенсорный материал. На этом моменте можно познакомить ребёнка с понятием часа, а уже на следующих этапах научить ориентироваться во времени. Сопоставим цифры на часах с формами Нумикон.
  3. Начинаем учить «соседей» числа. Сравниваем числа – больше, меньше, поровну. Для знака больше-меньше, используйте «крокодила», который захочет «съесть» большее число. Изучаем парные и непарные числа. Для занятий используем игрушки, сказки, рисунки. Также выполняем небольшие примеры, но только ради игры, не акцентируя внимания на математическом действии.

Занятия на втором этапе хорошо подготовят ребёнка к школе и станут базой для дальнейшего изучения математики.

Третий этап направлен на изучение состава числа, перехода через десяток, счёта до ста, математических действий – сложения, вычитания, умножения, деления.

Практические советы

1. Для зрительного узнавания количества предметов заполняем отверстия форм Нумикон шариками, изюмом, камешками, конфетами и перечисляем их. Ребёнок поймёт, что количество отверстий совпадает с количеством предметов. Такое занятие поможет понять хранения чисел и узнавания числовых множеств.

2. Для понимания состава числа строим башни, дорожки из форм и трубочек Нумикон.

3. Используем плакаты с изображением цифр и соответствующим количеством предметов.

4. Для занятий на этом этапе подойдут весы Нумикон.

весы Нумикон

5. Используем пластины Нумикон как материал для арифметических действий. Кроме этого печатаем примеры на карточках, пользуемся другими дидактическими материалами, играем в настольные игры: «Лото», «Домино», «Турбосчёт», «Халли-галли», «10 свинок», «Котосовы», «7 на 9», «Цветариум» и др. Для игр-бродилок берём два кубика, таким образом кроме счёта, ребёнок будет выполнять действие сложения.

6. Важным моментом является научить ребёнка считать деньги. Для этого следует сделать или приобрести копилку, играть в магазин, а в будущем поручать мелкие покупки и спланировать вместе бюджет на месяц.

7. Чтобы достичь хорошего результата на третьем этапе нужно решать много примеров и задач, заниматься регулярно. Придумайте вознаграждение за выполненную работу.

Нумикон прекрасно подойдёт для всех детей. А игры с Нумикон заинтересуют и взрослых.             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *