Как же определить, есть дизорфография или нет?

Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |

Дизорфография – это сложность в усвоении орфографических знаний, умений и навыков. Происходит это от того, что, несмотря на сохранный интеллект, некоторые психические (память, внимание и т. д.) и речевые функции развиты недостаточно для успешного усвоения школьной программы.

Чаще всего такое нарушение встречается у детей с общим недоразвитием речи, с нарушением фонематического слуха (различение звуков родного языка) и при нарушении процессов чтения и письма.

Необходимо обратить внимание, какие ошибки допускает школьник. Одно и то же слово ученик может написать и правильно и неправильно.

В тетрадях школьников с дизорфографией можно увидеть следующие ошибки:

  • неверное написание словарных слов (плоток, сапаги, ягада);
  • неверное написание безударных гласных в корне слова (марской, кашачий);
  • неверное написание гласных после ш, ж, щ и ц (циплёнок, цырк);
  • ошибки в написании личных окончаний глаголов (гладют, носют);
  • ошибки в суффиксах (серебреный, беседывать);
  • неверное написание звонких и глухих согласных (сруп, винограт).

Сложности возникают и при переносе слов (крол-ик, ста-ль, ко-шка). И это ещё не весь перечень допускаемых ошибок. Любые правила русского языка с трудом усваиваются и применяются на практике.

 Наряду с ошибками, допускаемыми на письме, наблюдается и недостаточное развитие других речевых функций. Детям трудно подобрать нужное слово. Им неважно, как звучит их речь. Они не стремятся исправить возникающие ошибки, а иногда и вовсе не замечают их. Не могут определить, сколько слогов в слове, составить слова из данных слогов.

Школьникам сложно понять, в чём разница между лексическим и грамматическим значением слова. Не усваиваются грамматические категории (род, склонение, спряжение и т. д.), а значит, и возможность их применять. Сложно определить в слове ударный слог и гласный.

Всего этого можно избежать, если уделить достаточное внимание речевому развитию ребёнка в дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладывается база знаний, на основе которой и происходит усвоение грамматических правил. Это вовсе не означает, что дошкольника нужно нагружать специальными занятиями. Достаточно просто общаться с малышом, рассказывать ему о предметах окружающего мира, читать книги, играть. Именно общение с родителями помогает ребёнку познать окружающий мир и накопить необходимый словарный запас.

В школьном же возрасте, если у родителей и у учителей есть подозрения на дизорфографию, ребёнку необходима консультация логопеда, который проведёт детальную диагностику речи и поможет подобрать индивидуальную программу по преодолению этого сложного нарушения.

Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]