Как же определить, есть дизорфография или нет?
Рахматова А.И. - Учитель-логопед ГБУ ЦППМСП м.р. Шенталинский Самарской области |
Дизорфография – это сложность в усвоении орфографических знаний, умений и навыков. Происходит это от того, что, несмотря на сохранный интеллект, некоторые психические (память, внимание и т. д.) и речевые функции развиты недостаточно для успешного усвоения школьной программы.
Чаще всего такое нарушение встречается у детей с общим недоразвитием речи, с нарушением фонематического слуха (различение звуков родного языка) и при нарушении процессов чтения и письма.
Необходимо обратить внимание, какие ошибки допускает школьник. Одно и то же слово ученик может написать и правильно и неправильно.
В тетрадях школьников с дизорфографией можно увидеть следующие ошибки:
- неверное написание словарных слов (плоток, сапаги, ягада);
- неверное написание безударных гласных в корне слова (марской, кашачий);
- неверное написание гласных после ш, ж, щ и ц (циплёнок, цырк);
- ошибки в написании личных окончаний глаголов (гладют, носют);
- ошибки в суффиксах (серебреный, беседывать);
- неверное написание звонких и глухих согласных (сруп, винограт).
Сложности возникают и при переносе слов (крол-ик, ста-ль, ко-шка). И это ещё не весь перечень допускаемых ошибок. Любые правила русского языка с трудом усваиваются и применяются на практике.
Наряду с ошибками, допускаемыми на письме, наблюдается и недостаточное развитие других речевых функций. Детям трудно подобрать нужное слово. Им неважно, как звучит их речь. Они не стремятся исправить возникающие ошибки, а иногда и вовсе не замечают их. Не могут определить, сколько слогов в слове, составить слова из данных слогов.
Школьникам сложно понять, в чём разница между лексическим и грамматическим значением слова. Не усваиваются грамматические категории (род, склонение, спряжение и т. д.), а значит, и возможность их применять. Сложно определить в слове ударный слог и гласный.
Всего этого можно избежать, если уделить достаточное внимание речевому развитию ребёнка в дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладывается база знаний, на основе которой и происходит усвоение грамматических правил. Это вовсе не означает, что дошкольника нужно нагружать специальными занятиями. Достаточно просто общаться с малышом, рассказывать ему о предметах окружающего мира, читать книги, играть. Именно общение с родителями помогает ребёнку познать окружающий мир и накопить необходимый словарный запас.
В школьном же возрасте, если у родителей и у учителей есть подозрения на дизорфографию, ребёнку необходима консультация логопеда, который проведёт детальную диагностику речи и поможет подобрать индивидуальную программу по преодолению этого сложного нарушения.
Учитель-логопед психологического центра: Рахматова А. И.